МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования молодежной политики и спорта
администрации
Пильнинского муниципального округа
МОУ Озёрская ОШ
УТВЕРЖДЕНО
директор
___________
Дубинина Н.И.
Приказ № 154 о.д.
от «27» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно – нравственной
культуры народов России»
для обучающихся 5 класса
с.Озерки2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»(далее—ОДНКНР) для 5классовобразовательныхорганизацийсоставленавсоответствиис:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общегообразования (ФГОС ООО) (утверждён приказомМинистерства просвещения Российской
Федерацииот31 мая2021 г. №287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным,метапредметным,предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД)
дляосновногообщего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственнымобразовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные ипсихологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования,необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что даннаядисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что
позволяет утверждать, чтоименно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданскойидентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей — важнейшийрезультатобученияОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
частикультурного и исторического наследия народов России— один из ключевых
национальныхприоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и
развитиюроссийскогообщества,формированиюгражданскойидентичностиуподрастающихпоколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указомПрезидента Российской Федерации от 2июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным
российскимдуховно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека,патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокиенравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным,гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение,историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционныероссийские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное имногоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности какключевомориентире духовно-нравственногоразвитияобучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
которыйформируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества,культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей,
присущихейна протяжении всей её истории.
Впроцессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать,расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания ипредставления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом
и настоящем роднойстраны, находить в истории российского общества существенные связи с
традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как
члена семьи, школьногоколлектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на
традиционные духовно-нравственныеценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии
спринципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отборуинформации,соответствиятребованиям возрастнойпедагогики ипсихологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязяхмежду материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий
современногообщества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты
культуры, еёспецифические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственногоразвитиянародовРоссии.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичностиличности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание
себя какгражданинасвоего Отечества),формирование историческойпамяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом
какмногонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами,общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственнаяидентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической ирелигиознойистории, ккоторой принадлежитобучающийсякакличность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а
неконфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной
ангажированности всодержаниипредмета и его смысловыхакцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает
важностьтерминологическогоединства,необходимостьосвоенияосновныхнаучныхподходовкрассмотр
ениюкультуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов
иформированияпознавательногоинтересакэтнокультурнымирелигиознымфеноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем
исодержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям
исоциальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучныхучебныхпредметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичностиобучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает
осознание важностинаднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России какосновополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип долженбыть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни
народов России, ихкультуре,религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целямиизученияучебногокурсаявляются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучениекультуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессовэтноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирногососуществованиянародов, религий,национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционныхроссийских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности кмногонациональномународу Российской Федерации;
— формированиеисохранениеуважениякценностямиубеждениямпредставителейразных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
другихкультури мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного,историческогои цивилизационного развитиястраны.
Целикурсаопределяютследующиезадачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
дляформированиягражданской идентичностиобучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
какосновополагающихэлементахдуховнойкультурысовременногообщества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
нормдля достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущемуотцовствуи материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовностивести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании исохранениисобственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний
ипредставлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства,музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
черезразвитиенавыковобоснованныхнравственныхсуждений,оценокивыводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному
икультурномунаследиюнародовРоссии;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных
наприоритететрадиционныхроссийских духовно-нравственныхценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
ролиличности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданскойидентичностидляпроцветанияобщества вцелом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительныйвкладвдостижениеглавныхцелей основногообщегообразования,способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовныхтрадициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении
основрелигиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
другихпредметовначальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роливразвитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных
ирелигиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с
нравственнымиидеалами,наосознаниесвоих обязанностейпередобществоми государством;
— воспитаниюпатриотизма;уважениякистории,языку,культурнымирелигиознымтрадициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры,умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты,способствующиевзаимному обогащениюкультур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности
ксотрудничеству,взаимодействиюнаосновепоискаобщихкультурныхстратегийиидеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся
впреобладанииэтических,интеллектуальных,альтруистическихмотивовнадпотребительскимииэг
оистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющихсветскостьи духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и
познанию,осознанномувыборуценностныхориентаций,способствующихразвитиюобществавцело
м;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействияс социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в
анализе и изучениисоциально-культурных явлений в истории и культуре России и современном
обществе, даватьнравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственныхценностейвсоциальных икультурноисторическихпроцессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании
иструктурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельнойпознавательнойдеятельности.
МЕСТОУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ» ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Учебныйкурс"ОсновыдуховнонравственнойкультурынародовРоссии"изучаетсяв5классенеменееодного часавнеделе, общийобъем
составляет34часа.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА
Тематическийблок1.
«Россия—нашобщийдом»
Тема1.Зачемизучатькурс«Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценностии ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности.
Русский языкиединоекультурноепространство.РискииугрозыдуховнонравственнойкультурынародовРоссии.
Тема2.Нашдом—Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россиякакобщий дом. Дружба народов.
Тема3.Языкиистория.
Чтотакоеязык?Каквязыкенародаотражаетсяегоистория?
Языккакинструменткультуры.Важностькоммуникациимеждулюдьми.Языкинародовмира,ихвзаимосвяз
ь.
Тема4.Русскийязык—языкобщенияиязыквозможностей.
Русскийязык—
основароссийскойкультуры.Какскладывалсярусскийязык:вкладнародовРоссиивегоразвитие.Русскийяз
ыккаккультурообразующийпроектиязыкмежнациональногообщения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский
язык.Тема5. Истоки родной культуры.
Чтотакоекультура.Культураиприрода.Ролькультурывжизниобщества.Многообразиекультуриегоприч
ины. Единство культурного пространстваРоссии.
Тема6.Материальнаякультура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
междуматериальнойкультуройидуховно-нравственнымиценностямиобщества.
Тема7.Духовнаякультура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности.Художественноеосмыслениемира.Символизнак.Духовнаякультуракакреализацияценностей
.
Тема8.Культураирелигия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека.ГосударствообразующиерелигииРоссии.ЕдинствоценностейврелигияхРоссии.
Тема9.Культураиобразование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ
ксоциализациии духовно-нравственномуразвитиючеловека.
Тема10.МногообразиекультурРоссии(практическоезанятие).
ЕдинствокультурнародовРоссии.Чтозначитбытькультурнымчеловеком?
ЗнаниеокультуренародовРоссии.
Тематическийблок2.
«Семьяидуховно-нравственныеценности»
Тема11.Семья—хранительдуховныхценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротамкакдуховно-нравственный долг человека.
Тема12.Родинаначинаетсяссемьи.
Историясемьикакчастьисториинарода,государства,человечества.КаксвязаныРодинаисемья?
Чтотакое Родина и Отечество?
Тема13.ТрадициисемейноговоспитаниявРоссии.
СемейныетрадициинародовРоссии.Межнациональныесемьи.Семейноевоспитаниекак
трансляцияценностей.
Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и
семейныхобязанностях.Семьявлитературеи произведенияхразныхвидовискусства.
Тема15.Трудвисториисемьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучиисемьи.
Тема16.Семьявсовременноммире(практическоезанятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо.Семейныетрадиции.
Тематическийблок3.
«Духовно-нравственноебогатстволичности»
Тема17.Личность—общество—культура.
Чтоделаетчеловекачеловеком?
Почемучеловекнеможетжитьвнеобщества.Связьмеждуобществомикультуройкакреализациядуховнонравственныхценностей.
Тема18.Духовныймирчеловека.Человек—творецкультуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация
ценностейв культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в
культуре.
Границыкультур.Созидательныйтруд.Важностьтрудакактворческойдеятельности,какреализации.
Тема19.Личностьидуховно-нравственныеценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь,дружба,коллективизм, патриотизм, любовькблизким.
Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»
Тема20.Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства,человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации.
Преемственностьпоколений.
Тема21.Литературакакязыккультуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужнылитературныепроизведения? Внутренниймир человекаи егодуховность.
Тема22.Взаимовлияниекультур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностнымиустановками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общихдуховно-нравственныхценностей.
Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служениеОтечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья,созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие,справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений,единствонародовРоссии.
Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
МалаяРодина— частьобщего Отечества.
Тема25.ПраздникивкультуренародовРоссии.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народныепраздникикакпамятькультуры,каквоплощениедуховно-нравственныхидеалов.
Тема26.ПамятникиархитектурывкультуренародовРоссии.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура
какпамять. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и
духовно-нравственныеценности народовРоссии.
Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей
междулюдьми.Народныеинструменты. Историянарода вего музыкеи инструментах.
Тема28.ИзобразительноеискусствонародовРоссии.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству.Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся
художники разныхнародовРоссии.
Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей,моралиинравственности.Национальнаялитература.Богатствокультурынародавеголитерат
уре.
Тема30.БытовыетрадициинародовРоссии:пища,одежда,дом(практическоезанятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованиемразнообразногозрительного ряда идругих источников.
Тема31.КультурнаякартаРоссии(практическоезанятие).
ГеографиякультурРоссии.Россиякаккультурнаякарта.Описаниерегионоввсоответствиисихособенност
ями.
Тема32.Единствостраны—залогбудущегоРоссии.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единыедуховно-нравственныеценности народовРоссии.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установоки ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основуобразовательнойпрограммы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательнойдеятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданскойидентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностномусамоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации кцеленаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней
позицииличностикакособогоценностногоотношенияксебе,окружающимлюдямижизнивцелом.
1. Патриотическоевоспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российскойгражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящемумногонационального народа России через представления об исторической роли
культур народовРоссии, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российскойгосударственности.
2. Гражданскоевоспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своегонарода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание
основныхнорм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительномпотребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических итрадиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитанияспособности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитаниеверотерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или
ихотсутствию.
3. Ценностипознавательнойдеятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развитиянауки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовноемногообразиесовременного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности
испособности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
ипознанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственномусамосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиознымчувствам,взглядам людей или ихотсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другомучеловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории,культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и
народов мира;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах исообществах,включаявзрослыеи социальныесообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем
наосновеличностноговыбора,нравственныхчувствинравственногоповедения,осознанногои
ответственногоотношенияксобственнымпоступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни;уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали,нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность
наихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточительномпотреблении.
Метапредметныерезультаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметныхпонятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные
учебные действия(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной,познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию иосуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом исверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладениенавыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различныхформатах,втом числецифровых,с учётомназначенияинформации иеё аудитории.
1. Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Познавательныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,устанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,дедуктивное,
поаналогии)иделатьвыводы(логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
длярешенияучебныхипознавательныхзадач(знаково-символические/моделирование);
— смысловоечтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
другихпоисковыхсистем.
2. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументироватьиотстаиватьсвоё мнение(учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своейдеятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью(коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
— умениесамостоятельноопределятьцелиобучения,ставитьиформулироватьдлясебяновыезадач
ивучёбеипознавательнойдеятельности,развиватьмотивыиинтересысвоей
познавательнойдеятельности(целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач(планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
сизменяющейсяситуацией(контрольи коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
еёрешения(оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция)деятельности.
Предметныерезультаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способовдействий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного типамышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию иприменениювразличных учебныхситуациях,втомчисле присозданиипроектов.
Тематическийблок1.«Россия—нашобщийдом»
Тема1.Зачемизучатькурс«Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народовРоссии», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих
религий дляформированияличности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль
инравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственномуединствустраны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным
развитиемличностии социальным поведением.
Тема2.Нашдом—Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
составанаселенияРоссийскойФедерации,егомирномхарактереипричинахегоформирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия
народовРоссийскойФедерации, причинахкультурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества
ивзаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновыватьихнеобходимость
Тема3.Языкиистория
— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние
намиропониманиеличности;
— иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственныхсмысловкультуры;
— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организациимежкультурногодиалога и взаимодействия;
— обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важностилингвистическойгигиены, речевого этикета.
Тема4.Русскийязык—языкобщенияиязыквозможностей
— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи
сязыкамидругих народовРоссии;
— знатьиуметьобосноватьважностьрусскогоязыкакаккультурообразующегоязыканародовРосси
и,важностьего длясуществованиягосударстваи общества;
— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но
иисторико-культурноенаследие,достояниероссийскогогосударства,уметьприводитьпримеры;
— иметьпредставлениеонравственныхкатегорияхрусскогоязыкаиихпроисхождении.
Тема5.Истокироднойкультуры
— Иметьсформированноепредставлениеопонятие«культура»;
— осознаватьиуметьдоказыватьвзаимосвязькультурыиприроды;знатьосновныеформырепре
зентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными
проявлениямикультурногомногообразия;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
ипричины.
Тема6.Материальнаякультура
— Иметьпредставлениеобартефактахкультуры;
— иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве,охоте,рыболовстве;
— пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнымукладомипроявлениямидуховнойкультуры;
— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России
отгеографииихмассовогорасселения,природныхусловийивзаимодействиясдругимиэтносами.
Тема7.Духовнаякультура
— Иметьпредставлениеотакихкультурныхконцептахкак«искусство»,«наука»,«религия»;
— знатьидаватьопределениятерминам«мораль»,«нравственность»,«духовныеценности»,
«духовность»надоступномдляобучающихсяуровнеосмысления;
— пониматьсмысливзаимосвязьназванныхтерминовсформамиихрепрезентациивкультуре;
— осознаватьзначениекультурныхсимволов,нравственныйидуховныйсмыслкультурныхарте
фактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
которымионисвязаны.
Тема8.Культураирелигия
— Иметьпредставлениеопонятии«религия»,уметьпояснитьеёрольвжизниобществаиосновн
ыесоциально-культурные функции;
— осознаватьсвязьрелигиииморали;
— пониматьрольизначениедуховныхценностейврелигияхнародовРоссии;
— уметьхарактеризоватьгосударствообразующиеконфессииРоссиииихкартинымира.
Тема9.Культураиобразование
— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности
иобщества;
— иметьпредставлениеобосновныхступеняхобразованиявРоссиииихнеобходимости;
— пониматьвзаимосвязькультурыиобразованностичеловека;
— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным
ипрофессиональнымростом человека;
— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества,осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как
получения новыхсведенийо мире.
Тема10.МногообразиекультурРоссии(практическоезанятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и
историинародов,их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своегонарода;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственнымиценностямина основеместной культурно-историческойспецифики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственныхценностей,моралиинравственностисовременногообщества.
Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»
Тема11.Семья—хранительдуховныхценностей
— Знатьипониматьсмыслтермина«семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного
бытаиотношений всемье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностямисвоеговремени;
— уметьсоставитьрассказосвоейсемьевсоответствиискультурноисторическимиусловиямиеёсуществования;
— пониматьиобосновыватьтакиепонятия,как«счастливаясемья»,«семейноесчастье»;
— осознаватьиуметьдоказыватьважностьсемьикакхранителятрадицийиеёвоспитательную
роль;
— пониматьсмыслтерминов«сиротство»,«социальноесиротство»,обосновыватьнравственнуюваж
ностьзаботыосиротах,знатьоформахпомощисиротамсостороныгосударства.
Тема12.Родинаначинаетсяссемьи
— Знатьиуметьобъяснитьпонятие«Родина»;
— осознаватьвзаимосвязьиразличиямеждуконцептами«Отечество»и«Родина»;
— понимать,чтотакоеисториясемьи,каковыформыеёвыраженияисохранения;
— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства,человечества.
Тема13.ТрадициисемейноговоспитаниявРоссии
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевыхэлементахсемейных отношений;
— знатьипониматьвзаимосвязьсемейныхтрадицийикультурысобственногоэтноса;
— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственнойсемьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственныхидеалов.
Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейныхобязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорныхсюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях,иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях
художественнойкультуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием
различногоиллюстративногоматериала.
Тема15.Трудвисториисемьи
— Знатьипонимать,чтотакоесемейноехозяйствоидомашнийтруд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризоватьрольдомашнеготруда ираспределение экономическихфункций всемье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономическойструктуройобщества вформебольшой и малойсемей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепленияцелостностисемьи.
Тема16.Семьявсовременноммире(практическоезанятие)
— Иметьсформированныепредставленияозакономерностяхразвитиясемьивкультуреи
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональныхматериалахи примерах изжизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных
народовнаоснове предметных знаний окультуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственнымиценностямисемьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственныхценностей,моралиинравственностикакфакторакультурнойпреемственности.
Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»
Тема17.Личность—общество—культура
— Знатьипониматьзначениетермина«человек»вконтекстедуховно-нравственнойкультуры;
— уметьобосноватьвзаимосвязьивзаимообусловленностьчеловекаиобщества,человекаикуль
туры;
— пониматьиобъяснятьразличиямеждуобоснованиемтермина«личность»вбыту,вконтекстекульт
урыи творчества;
— знать,чтотакоегуманизм,иметьпредставлениеоегоисточникахвкультуре.
Тема18.Духовныймирчеловека.Человек—творецкультуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы
ихприменимости;
— осознаватьидоказыватьважностьморально-нравственныхограниченийвтворчестве;
— обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных
ценностейчеловека;
— доказыватьдетерминированностьтворчествакультуройсвоегоэтноса;
— знатьиуметьобъяснитьвзаимосвязьтрудаитворчества.
Тема19.Личностьидуховно-нравственныеценности
— Знатьиуметьобъяснитьзначениеирольморалиинравственностивжизничеловека;
— обосновыватьпроисхождениедуховныхценностей,пониманиеидеаловдобраизла;
— пониматьиуметьпоказыватьнапримерахзначениетакихценностей,как«взаимопомощь»,
«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь
кблизким».
Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»
Тема20.Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
периодыиуметьвыделятьих сущностные черты;
— иметьпредставлениеозначенииифункцияхизученияистории;
— осознаватьисториюсвоейсемьиинародакакчастьмировогоисторическогопроцесса.Знать
о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать
важностьизученияисториикакдуховно-нравственногодолгагражданина ипатриота.
Тема21.Литературакакязыккультуры
— Знатьипониматьотличиялитературыотдругихвидовхудожественноготворчества;
— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять
простыевыразительныесредства литературного языка;
— обосновыватьидоказыватьважностьлитературыкаккультурногоявления,какформытран
сляциикультурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
влитературныхпроизведениях.
Тема22.Взаимовлияниекультур
— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен»какформахраспространенияиобогащениядуховно-нравственныхидеаловобщества;
— пониматьиобосновыватьважностьсохранениякультурногонаследия;
— знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации
какспособаформированияобщихдуховно-нравственных ценностей.
Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода
— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных
ценностей:жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служениеОтечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья,созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие,справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственностьпоколений, единство народов России с опорой на культурные и
исторические особенностироссийскогонарода:
— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностейроссийскогообщества и уметьдоказыватьэто.
Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразие
— ПониматьпринципыфедеративногоустройстваРоссиииконцепт«полиэтничность»;
— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционнопроживают;
— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ
РоссийскойФедерации»,«государствообразующийнарод»,«титульный этнос»;
— пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФедерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия
вРоссии;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
ипричины
Тема25.ПраздникивкультуренародовРоссии
— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как
элементовкультуры;
— устанавливатьвзаимосвязьпраздниковикультурногоуклада;
— различатьосновныетипыпраздников;
— уметьрассказыватьопраздничныхтрадицияхнародовРоссииисобственнойсемьи;
— анализироватьсвязьпраздниковиистории,культурынародовРоссии;
— пониматьосновнойсмыслсемейныхпраздников:
— определятьнравственныйсмыслпраздниковнародовРоссии;
— осознаватьзначениепраздниковкакэлементовкультурнойпамятинародовРоссии,каквопл
ощениедуховно-нравственных идеалов.
Тема26.ПамятникиархитектурынародовРоссии
— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы
памятниковархитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями
культуры и этапамиисторическогоразвития;
— пониматьвзаимосвязьмеждутипомжилищитипомхозяйственнойдеятельности;
— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития
итипамижилищ;
— осознаватьиуметьобъяснятьвзаимосвязьмеждуособенностямиархитектурыидуховнонравственнымиценностями народовРоссии;
— устанавливатьсвязьмеждуисториейпамятникаиисториейкрая,характеризоватьпамятникиисто
риии культуры;
— иметьпредставлениеонравственноминаучномсмыслекраеведческойработы.
Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказыватьоб особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные
средствамузыкальногоязыка;
— обосновыватьидоказыватьважностьмузыкикаккультурногоявления,какформытран
сляциикультурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысламузыкальныхпроизведений;
— знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструментыТема28. Изобразительное искусствонародовРоссии
— Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественноготворчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах
изобразительногоискусства;
— уметьобъяснить,чтотакоескульптура,живопись,графика,фольклорныеорнаменты;
— обосновыватьидоказыватьважностьизобразительногоискусствакаккультурногоявления,как
формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смыслаизобразительногоискусства;
— знатьосновныетемыизобразительногоискусстванародовРоссии.
Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии
— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность
этихязыковыхвыразительных средств;
— пониматьиобъяснять,чтотакоеэпос,миф,сказка,былина,песня;
— восприниматьиобъяснятьнапримерахважностьпониманияфольклоракакотраженияисто
риинарода и егоценностей, морали инравственности;
— знать,чтотакоенациональнаялитератураикаковыеёвыразительныесредства;
— оцениватьморально-нравственныйпотенциалнациональнойлитературы.
Тема30.БытовыетрадициинародовРоссии:пища,одежда,дом
— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживаниянародана примерах изисториии культуры своего региона;
— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных,семейныхиэтнических традиций,многообразиякультур;
— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между
людьмиразной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном
дляшестиклассниковуровне(с учётомих возрастныхособенностей);
— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь,сострадание,милосердие,любовь,дружба,коллективизм,патриотизм,любовькбл
изкимчерезбытовыетрадиции народовсвоего края.
Тема31.КультурнаякартаРоссии(практическоезанятие)
— Знатьиуметьобъяснитьотличиякультурнойгеографииотфизическойиполитическойгеогр
афии;
— понимать,чтотакоекультурнаякартанародовРоссии;
— описыватьотдельныеобластикультурнойкартывсоответствиисихособенностями.
Тема32.Единствостраны—залогбудущегоРоссии
— ЗнатьиуметьобъяснитьзначениеирольобщихэлементоввкультуренародовРоссиидляобосно
ванияеётерриториального,политическогоиэкономическогоединства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованияминациональногосамоопределенияотдельных этносов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п
/
п
Наименованиеразделовите
мпрограммы
Количествочасов
все
го
контрольн
ыеработы
практичес
киеработы
Датаи
зучен
ия
Видыдеятельности
Виды,
форм
ыконт
роля
Электронные(
цифровые)обр
азовательные
ресурсы
Тематическийблок1.«Россия—нашобщийдом»
1.
1.
Зачем изучать курс «Основы духовнонравственнойкультурынародовРоссии
»?
1
0
0
формироватьпредставлениеобособенностяхкурса«ОсновыдуховнонравственнойкультурынародовРоссии»;
слушатьипониматьобъясненияучителяпотемеурока;вести
самостоятельнуюработусучебником;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
1.
2.
Нашдом—Россия
1
0
0
слушатьипониматьобъясненияучителяпотемеурока;
формироватьпредставлениеонеобходимостииважностимежнационального
имежрелигиозногосотрудничества,взаимодействия;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
1.
3.
Языкиистория
1
0
0
формироватьпредставленияоязыкекакносителедуховнонравственныхсмысловкультуры;
пониматьособенностикоммуникативнойролиязыка;
слушатьианализироватьвыступленияодноклассников,отбиратьи
сравниватьучебныйматериалпонесколькимисточникам;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
1.
4.
Русскийязык—
языкобщенияиязыквозможностей
1
0
0
формироватьпредставлениеорусскомязыкекакязыкемежнациональногообщ
ения;
слушать объяснения учителя, стараясь выделить
главное;объяснятьнаблюдаемыевпрактикеизученияязыкаявлени
я;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
1.
5.
Истокироднойкультуры
1
0
0
формироватьпредставлениеотом,чтотакоекультура,обобщихчертахвкульту
реразныхнародов;
слушатьипониматьобъясненияучителяпотемеурока;
выполнятьзаданиянапониманиеиразграничениепонятийпотеме;
Тестирован
ие;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
1.
6.
Материальнаякультура
1
0
0
формироватьпредставлениеотрадиционныхукладахжизниразныхнародов;с
лушатьианализироватьвыступленияодноклассников;
работатьсучебником,анализироватьпроблемныеситуации;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
1.
7.
Духовнаякультура
1
0
0
формировать представление о духовной культуре разных
народов;пониматьвзаимосвязьмеждупроявлениямиматериальнойидух
овнойкультуры;
выполнятьзаданиянапониманиеиразграничениепонятийпотеме;учить
сяработатьстекстомизрительнымрядомучебника;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
1.
8.
Культураирелигия
1
0
0
формироватьпредставлениеопонятии«религия»,пониматьиуметьобъяснять
,вчёмзаключаетсясвязькультурыирелигии;
слушатьобъясненияучителя,работатьснаучнопопулярнойлитературойпотеме;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
1.
9.
Культураиобразование
1
0.5
0
пониматьсмыслпонятия«образование»,уметьобъяснятьважностьинеобходи
мостьобразованиядляобщества;
слушатьобъясненияучителя,отбиратьисравниватьучебныематериалыпотем
е;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
1.
1
0.
Многообразие культур
России(практическоезаня
тие)
1
0
1
отбиратьматериалпонесколькимисточникам,готовитьдоклады,работатьсн
аучно-популярнойлитературой;
слушатьвыступленияодноклассников;
Практичес
каяработа;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»
2
.
1
.
Семья—хранительдуховныхценностей
1
0
0
понимать,чтотакоесемья,формироватьпредставлениеовзаимосвязяхме
жду типом культуры и особенностями семейного уклада у
разныхнародов;
пониматьзначениетермина«поколение»;
слушатьобъясненияучителя,решатьпроблемныезадачи;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
2
.
2
.
Родинаначинаетсяссемьи
1
0
0
пониматьиобъяснять,какипочемуисториякаждойсемьитесносвязанасистор
иейстраны,народа;
слушатьобъясненияучителя,разграничиватьпонятияпотеме,систематизиров
атьучебныйматериал;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
2
.
3
.
ТрадициисемейноговоспитаниявРоссии
1
0
0
пониматьиобъяснять,чтотакоетрадиция,уметьрассказыватьотрадицияхсв
оей семьи, семейных традициях своего народа и других народов
России;уметь объяснять и разграничивать основные понятия по
теме;просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с
раздаточнымматериалом;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
2
.
4
.
ОбразсемьивкультуренародовРоссии
1
0
0
знатьосновныефольклорныесюжетыосемье,семейныхценностях;знать
ипониматьморально-нравственноезначениесемьи;
работатьснаучнопопулярнойлитературой,просматриватьианализироватьучебныефильмы,си
стематизироватьучебныйматериал;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
2
.
5
.
Трудвисториисемьи
1
0
0
понимать,чтотакое«семейныйтруд»,сознаватьихарактеризоватьважногооб
щегосемейноготрудадляукрепленияцелостностисемьи;
слушатьобъясненияучителя,самостоятельноработатьсучебником;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
2
.
6
.
Семьявсовременноммире(практическо
езанятие)
2
1
1
понимать,почемуважноизучатьихранитьисториюсвоейсемьи,передаватьеё
следующимпоколениям;
готовитьдоклад,сообщение;создаватьсемейноедрево;отбиратьис
равниватьматериализнесколькихисточников;
Практичес
каяработа;
Тестирован
ие;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»
3
.
1
.
Личность—общество—культура
1
0
0
знать,чтотакоегуманизм,понимать,чтоделаетчеловекачеловекомикакиепро
явлениялюдейможноназватьгуманными;
работатьснаучнопопулярнойлитературой,уметьразграничиватьпонятия,осваиватьсмысловое
чтение(решатьтекстовыезадачи);
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
3
.
2
.
Духовныймирчеловека.Человек—
творецкультуры
1
0
0
пониматьиобъяснятьзначениеслова«человек»вконтекстедуховнонравственнойкультуры;
слушатьобъясненияучителя,работатьсучебником,уметьпониматьиразграни
чиватьосновныепонятияпотеме;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
3
.
3
.
Личность и духовнонравственныеценности
1
0.5
0
пониматьиобъяснять,чтотакоеморальинравственность,любовькблизк
им;
показыватьнапримерахважностьтакихценностейкаквзаимопомощь,сострад
ание,милосердие,любовь,дружбаидр.;
разграничиватьиопределятьосновныепонятия,решатьтекстовыезадачи,рабо
татьсучебником;
Контроль
наяработа
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»
4.
1.
Историческаяпамятькакдуховн
о-нравственнаяценность
1
0
0
объяснятьсмыслтермина«история»,пониматьважностьизученияистории;по
нимать и объяснять, что такое историческая память, как история
каждойсемьисвязанасисториейстраны;
работатьсучебником,выделятьиопределятьосновныепонятия,слушатьианал
изироватьвыступленияодноклассников;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
2.
Литературакакязыккультуры
1
0
0
пониматьособенностилитературы,еёотличияотдругихвидовхудожественно
готворчества;
объяснятьсредствавыражениядуховногомирачеловека,егоморалиинравстве
нностивпроизведенияхлитературы;
слушатьобъясненияучителя,работатьсхудожественнойлитературой,изучат
ьианализироватьисточники;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
3.
Взаимовлияниекультур
1
0
0
иметьпредставлениеозначениитерминов«взаимодействиекультур»,
«культурныйобмен»;
пониматьиобъяснятьважностьсохранениякультурногонаследия;
слушатьобъясненияучителя,пониматьиразграничиватьпонятия,отбиратьис
равниватьматериалпонесколькимисточникам;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
4.
Духовно-нравственные
ценностироссийскогонарода
1
0
0
уметьобъяснятьзначениеосновныхпонятий,отражающихдуховнонравственныеценности;
осознаватьихизащищатьвкачествебазовыхобщегражданскихценностейросс
ийскогообщества;
слушатьобъясненияучителя,работатьсучебником(смысловоечтение);
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
5.
РегионыРоссии:культурноемногообразие
1
0
0
пониматьпринципыфедеративногоустройстваРоссии,объяснятьпонятие
«полиэтничность»;
пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссии;у
меть рассказывать о культурном своеобразии своей малой
родины;слушать и анализировать выступления одноклассников,
работать систочниками;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
6.
ПраздникивкультуренародовРоссии
1
0
0
пониматьиобъяснять,чтотакое«народныйпраздник»;
уметьрассказыватьопраздничныхтрадицияхразныхнародовисвоейсемьи;по
ниматьиобъяснятьнравственныйсмыслнародногопраздника;
работатьсучебником,просматриватьианализироватьучебныефильмы;
Письменн
ыйконтро
ль;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
7.
ПамятникивкультуренародовРоссии
1
0
0
устанавливатьсвязьмеждуисториейпамятникаиисториейкрая;характеризов
атьпамятникиисторииикультуры;
понимать нравственный и научный смысл краеведческой
работы;слушатьобъясненияучителя,работатьснаучнопопулярнойлитературой,просматриватьианализироватьучебныефильм
ы;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
8.
МузыкальнаякультуранародовРоссии
1
0
0
пониматьособенностимузыкикаквидаискусства;
знатьиназыватьосновныетемымузыкальноготворчестванародовРоссии,пон
имать,какисториянародаотражаетсявегомузыке;
слушатьобъясненияучителя,работатьснаучнопопулярнойлитературой,просматриватьианализироватьучебныефильмы;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
9.
ИзобразительноеискусствонародовРоссии
1
0
0
пониматьиобъяснятьособенностиизобразительногоискусствакаквидахудож
ественноготворчества;
пониматьиобосновыватьважностьискусствакакформытрансляциикультурн
ыхценностей;
знатьиназыватьосновныетемыискусстванародовРоссии;
слушатьобъясненияучителя,работатьснаучнопопулярнойлитературой,просматриватьианализироватьучебныефильмы;
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
1
0.
ФольклорилитературанародовРоссии
1
0
0
Устн
ыйо
прос
;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
1
1.
БытовыетрадициинародовРоссии:пища,од
ежда,дом(практическоезанятие)
1
0
1
Практичес
каяработа;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
1
2.
КультурнаякартаРоссии(практическ
оезанятие)
1
0
1
Практичес
каяработа;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
4.
1
3.
Единствостраны—залогбудущегоРоссии
2
1
0
Устныйо
прос;Кон
трольнаяр
абота;
http://
www.edu.ruhttp://
www.school.edu.ruw
ww.patriarchia.ru
34
3
4
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВП
ОПРОГРАММЕ