МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа МОУ Озёрская ОШ УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Дубинина Н.И. Приказ №154 о.д. от «27» 08 2024г Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (для 4 класса) с.Озерки 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................................................................3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.......................................................................................6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ..............................................................................8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...................................................................11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по коррекционным занятиям «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционным занятиям «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель обучения – формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося. Задачи обучения: формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач; 3 формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями; коррекция познавательной деятельности; раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира; формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений. Указанные задачи реализуются в следующих направлениях: развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной); сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.); формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления. 4 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся (интеллектуальными с умственной нарушениями)» направлены отсталостью на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение. Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы. Коррекционные деятельности у занятия по обучающихся формированию с познавательной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов: практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты; наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера); словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка; двигательные любых телесных - используются для актуализации и закрепления навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. 6 Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими. В структуру коррекционного занятия могут входить: пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения); дыхательная гимнастика; зрительная гимнастика; упражнения на развитие графомоторных навыков; кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п 1. Обследование обучающихся 2. Развитие крупной и мелкой моторики; Количество Контрольные часов работы 2 1 12 графомоторных навыков 3. Тактильно-двигательное восприятие 5 4. Кинестетическое и кинетическое развитие 5 5. Восприятие формы, величины, цвета; 12 Развитие зрительного восприятия и зрительной 6 конструирование предметов. 6. памяти 7. Восприятие особых свойств предметов 6 8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 6 9. Восприятие пространства 7 10. Восприятие времени 6 11. Обследование познавательной деятельности и 2 2 графомоторных навыков 7 Итого: III. 68 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения; осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Предметные: Минимальный уровень: различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с помощью учителя; составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков с опорой на образец, используя помощь учителя; использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности; дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь учителя; рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух; пользоваться простой схемой-планом; определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке с помощью учителя; 8 определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях с опорой на образец; запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (2-3 повтора); ориентироваться в условиях практических проблемных задачах; осмысливать ситуации, содержание картины на основе аналитикосинтетической деятельности с помощью вопросов учителя; оперировать смыслом, пониманием переносного смысла, дифференцированности и целенаправленности суждений с помощью учителя; расчленять воображение предмета на составные части и воссоздавать сложные формы из частей (5-6 частей). Достаточный уровень: самостоятельно различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция); самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка; самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков; пользоваться сложной схемой-планом; самостоятельно определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке; запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (1-2 повтора); определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно; 9 самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный смысл, демонстрировать дифференцированность и целенаправленность суждений; самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла – значительная динамика. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной отсталостью программе для (интеллектуальными обучающихся нарушениями) с умственной результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время учитель-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования. 10 Учитель-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года). В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть использованной допускаемых помощи, дифференцированного что дает результата. ошибок, вид возможность Процентное и количество получения выражение более качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Критерии оценки уровня развития: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить динамику его познавательного развития 11 IV. № Тема Кол-во часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование - 2 часа 1-2 Обследование 2 Обследование обучающихся, Выполняют обучающихся, комплектование групп для дифференцированные комплектование групп для коррекционных занятий задания при оказании коррекционных занятий помощи учителя Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков - 12 часов Выполняют большинство заданий самостоятельно 3 Выполнение дыхательных упражнений в движениях (прыжки, бег) 1 Тренировка дыхания во время движений, выполнять действия по инструкции Выполняют дыхательные упражнения в движениях (прыжки, бег) 4 Выполнение упражнений на расслабление частей тела 1 Тренировка навыков расслабления и напряжения 5 Выполнение упражнений на расслабление рук и кистей 1 Тренировка навыков расслабления и активизации тонких движений пальцев рук 6 Активизация двигательной активности 1 7 Расширение диапазона 1 Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Игра "Поиграй, поиграй и дальше передай" Отработка автоматизированных Выполняют упражнения на расслабление частей тела по инструкции учителя Выполняют упражнения на расслабление рук и кистей по инструкции учителя Развивают быстроту, ловкость и точность движений с помощью учителя Контролируют дыхание и Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики Выполняют упражнения на расслабление частей тела Выполняют упражнения на расслабление рук и кистей Развивают быстроту, ловкость и точность движений Контролируют дыхание 12 двигательной активности дыхательных упражнений. Упражнения: "Впереди, сзади, рядом", «Речевой аппарат», «Шея, плечи», «Руки, ноги» Рисование картинки по инструкции учителя( по образцу) Двигательная деятельность, обусловленная скоординированной работой мелких мышц (пальцев, кист ) и глаза. Рисование по клеточкам (по образцу). Рисование линий разной конфигурации по точкам. Срисовывание, рисование по схемам Выполнение графических работ под диктовку (с опорой на образец) Выполнение графических работ под диктовку точность движений с помощью учителя и точность движений Срисовывают картинку с образца Рисуют картинку по инструкции учителя Соединяют клеточки с опорой на образец Рисуют по клеточкам следуя заданной инструкции Выполняют графические работы по наглядному образцу Выполняют графические работы по наглядному образцу Рисуют, выделяют существенные признаки предметов по образцу Выполняют графические работы под диктовку Вычерчивают геометрические фигуры (окружность, квадрат, треугольник) самостоятельно Работают с ножницами по Делают аппликации из инструкции учителя разного материала самостоятельно 8 Развитие координации движений руки и глаза 1 9 Формирование автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности 1 10 Выполнение графических работ под диктовку "Животные" Выполнение графических работ под диктовку "Птицы" Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) 1 1 Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) Аппликация из разного материала 1 Работа с ножницами. Аппликация из разного материала. 11 12 13 1 Выполняют графические работы под диктовку 13 Игра "Сочиняем сказку сами" Создание завершенного образа. Создают сказочных героев Изготовление сказочных по заданию учителя героев. Игра «Сказки оживают» Тактильно-двигательное восприятие- 5 часов 14 Коллективная композиция из разного материала 1 15 Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Что за чудо вода» Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином 1 Дифференцировка предметов на Определяют предметы на ощупь по разным качествам и ощупь по разным свойствам качествам и свойствам с помощью учителя Дифференцируют предметы на ощупь по разным качествам и свойствам самостоятельно 1 Фиксация внимания на форме и цвете объекта Лепка «Животные» Работают с пластилином с опорой на образец Работают с пластилином самостоятельно 17 Совершенствование тактильных ощущений при работе с пластилином 1 Работают с пластилином с опорой на образец Работают с пластилином самостоятельно 18 Формирование умения целенаправленно действовать ведущей рукой Формирование умения целенаправленно действовать при создании из мозаики сложных картинок 1 Фиксация внимания на величине объектов. Лепка «Животные и их детеныши» Работа с мозаикой. Игры с мелкой мозаикой Выполняют задания с мелкой мозаикой по образцу Работа с мозаикой. Игры с мелкой мозаикой: -лошадка; -кошка; -заяц. Выполняют задания с мелкой мозаикой по образцу Умеют выполнять задания с мелкой мозаикой самостоятельно Умеют выполнять задания с мелкой мозаикой самостоятельно 16 19 1 Создают любимых сказочных персонажей и представляют их, объясняя свой выбор 14 Кинестетическое и кинетическое развитие - 5 часов 20 Движения и позы верхних и нижних конечностей, головы (упражнения по инструкции педагога). Игры «Гном - Великан», «Перейди через ручеек», «Достань до солнышка» 21 22 Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов 23 Упражнения на активизацию мышечного тонуса 1 Работа с собственным телом в пространстве. Выполнение действий по инструкции Работают с собственным телом в пространстве по инструкции учителя Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики самостоятельно 1 Тренировочные упражнения Работают с собственным телом в пространстве по инструкции учителя Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики самостоятельно 1 Расслабление частей тела, релаксация Выполняют упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов с помощью учителя Активизация мышечного тонуса Выполняют упражнения на активизацию с помощью учителя Демонстрируют двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое воздействие Демонстрируют двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое воздействие 15 24 Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать бельё) 1 25 Группировка предметов по самостоятельно выделенным 2-3 признакам, обозначение словом Конструирование без опоры на образец (многоугольник, ромб и т.п.) Конструирование предметов по схеме 1 Группировка предметов по Группируют предметы по самостоятельно выделенным 2- самостоятельно 3 признакам, обозначать словом выделенным 2-3 признакам по образцу 1 Конструирование предметов без опоры на образец Конструируют по образцу (многоугольник, ромб) 1 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета (по длине) 1 Создание заданной модели с использованием деталей конструктора Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета Конструируют предметы с помощью инструкции учителя Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета по инструкции учителя 26 27 28 Выполнение подвижных игр, Выполняют подвижные имитационные упражнения, игры, имитационные игры на восприятие предметов упражнения, игры на в движении. восприятие предметов в Выполнение действий по движении по инструкции инструкции учителя Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 12 часов Выполняют подвижные игры, имитационные упражнения, игры на восприятие предметов в движении самостоятельно Группируют предметы по самостоятельно выделенным 2-3 признакам без опоры на образец Конструируют предметы без опоры на образец Конструируют предметы с опорой на схему Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета (по длине) самостоятельно 16 29 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета (по длине, ширине, высоте) 1 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета по инструкции учителя 30 Подбор оттенков к основным цветам 1 Подбирают оттенки к основным цветам по образцу Подбор оттенков к основным цветам 1 Подбирают оттенки к основным цветам по образцу Умеют подбирать предмет такого же цвета самостоятельно 32 Формирование умения создавать целый образ из частей 1 Подбирают по продолжению картинки с помощью учителя Подбирают по продолжению картинки, по соединению деталей часть и целое 33 Формирование умения создавать целый образ из частей 1 Подбирают по продолжению картинки с помощью учителя Подбирают по продолжению картинки, по соединению деталей часть и целое 34 Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченного изображения знакомого предмета 1 Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Сажаем бабочку на цветок»» Подбор по продолжению картинки, по соединению деталей. Дидактическая игра «Часть и целое» Подбор по продолжению картинки, по соединению деталей. Дидактическая игра «С какой ветки детки?»» Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченного изображения знакомого предмета: «Дорисуй половику матрешки» Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета (по длине, ширине, высоте) самостоятельно Умеют подбирать предмет такого же цвета самостоятельно Узнают предмет по его отдельным частям по опоре на образец Дорисовывают незаконченное изображения знакомого предмета самостоятельно 31 17 35 Узнавание предмета по 1 Узнавание предмета по его Узнают предмет по его его отдельным частям. отдельным частям. отдельным частям по опоре Дорисовывание Дорисовывание на образец незаконченного незаконченного изображения изображения знакомого знакомого предмета: предмета «Дорисуй часть кораблика» Узнавание предмета по 1 Узнавание предмета по Узнают предмет по нескольким признакам. нескольким признакам нескольким признакам с Дидактическая игра «Что помощью учителя это?» Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 6 часов Дорисовывают незаконченное изображения знакомого предмета самостоятельно 37 Нахождение отличительных и общих признаков , «нелепиц» на картинках 1 Находят «нелепицы» на картинках с помощью учителя Находят отличительные и общие признаки предметов самостоятельно 38 Нахождение отличительных и общих признаков , «нелепиц» на картинках 1 Находят «нелепицы» на картинках с помощью учителя Находят отличительные и общие признаки предметов самостоятельно 39 Тренировка зрительной памяти 1 Выполняют упражнения на зрительную память по инструкции учителя Выполняют упражнения на зрительную память самостоятельно 40 Тренировка зрительной памяти 1 Выполняют упражнения на зрительную память по инструкции учителя Выполняют упражнения на зрительную память самостоятельно 36 Нахождение отличительных и общих признаков , «нелепиц» на картинках: Дидактическая игра «Путаница» по мотивам произведения К.Чуковского Нахождение отличительных и общих признаков , «нелепиц» на картинках: Дидактическая игра «Двенадцать месяцев» по мотивам произведения С.Я.Маршака Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Чьи Узнают предмет по нескольким признакам самостоятельно 18 следы?» Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» Выполнение упражнений для профилактики и коррекции зрения 41 Тренировка зрительной памяти 1 42 Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1 Выполняют упражнения для профилактики и коррекции зрения по инструкции учителя Восприятие особых свойств предметов - 6 часов Выполняют упражнения для профилактики и коррекции зрения без опоры на образец 43 Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое, влажное-мокрое) их словесное обозначение Температура. Градусники для измерения тела, воды, воздуха Закрепление адекватного восприятия запахов 1 Развитие дифференцированных осязательных ощущений Определяют осязательные ощущения с помощью учителя Определяют осязательные ощущения(сухое, мокрое) самостоятельно 1 Исследование назначения градусника 1 Выполняют самостоятельно измерение температуры Дифференцируют запахи самостоятельно Совершенствование адекватного восприятия запахов Упражнения в измерении веса предметов на весах 1 Дифференцировка запахов. Игры «Определи предмет по запаху», «Баночка с запахом» Узнавание запахов. Игра «Вспомни, как пахнет» Измеряют температуру тела, воды, воздуха по инструкции учителя Определяют предмет по запаху с помощью учителя Узнают запахи с помощью учителя Узнают запахи с закрытыми глазами 1 Измерение веса предметов на весах Измеряют предмет на весах по инструкции учителя Определение противоположных качеств 1 Определение противоположных качеств Определяют противоположные качества Умеют дифференцировать предметы по весу самостоятельно Определяют противоположные 44 45 46 47 48 Используют повторение при запоминании с помощью учителя Рисуют по памяти сложные узоры 19 предметов предметов(чистый – грязный, темный – светлый) по образцу качества нескольких предметов самостоятельно Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 6 часов 49 Выделение и различение звуков окружающей среды 1 50 Активизация целенаправленных действий с помощью сигнала 1 51 Развитие слухового восприятия 1 52 Развитие слухового восприятия 1 53 Совершенствование 1 Выделение и различение звуков окружающей среды(стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» Выполнение действий по сигналу. Дидактические игры «Кто внимательный?», «Угадай, что делать?» Воспроизведение звуков при назывании определенных слов-сигналов. Упражнения на развитие слуховой памяти (повтор хлопков, притопов). Дидактическая игра «Запомни слова» Воспроизведение звуков при назывании определенных слов-сигналов. Упражнения на развитие слуховой памяти (повтор хлопков, притопов). Дидактическая игра «Ловим звуки» Распознавание и название Различают звуки окружающей среды по инструкции учителя Выделяют и различают звуки окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание) Определяют задания на внимание по образцу Умеют выполнять действия по сигналу самостоятельно Воспроизводят звуки и называют определенные слова-сигналы по инструкции учителя Умеют выполнять упражнения на развитие слуховой памяти самостоятельно Воспроизводят звуки и называют определенные слова-сигналы по инструкции учителя Умеют выполнять упражнения на развитие слуховой памяти самостоятельно Распознают и называют Выполняют упражнения 20 слухового восприятия и памяти 54 Совершенствование слухового восприятия и памяти 1 55 Ориентировка в пространстве школы 1 56 Ориентировка в пришкольном пространстве 1 57 Определение расположения объектов в ближнем и дальнем пространстве Определение расположения объектов в ближнем и дальнем пространстве Ориентировка на листе бумаги 1 58 59 1 1 голоса. героев на слух по Дидактическая игра «Угадай, инструкции учителя кто сказал». Прослушивание сказки Различение мелодии, Распознают и называют прослушивание музыкальных музыкальные отрывки по отрывков образцу Восприятие пространства - 7 часов на развитие слуховой памяти самостоятельно Нахождение и определение месторасположения помещений. (в классе, в школе). Игра «Покажи товарищам школу» Нахождение и определение месторасположения объектов на территории школы (игровая площадка, приусадебный участок, теплицы и т.д). Игра «Разведчики» Определение расположение объектов в пространстве. Составление схемы расположения объектов Определение расположение объектов в пространстве. Объяснение с помощью схемы расположения объектов Определение направления на листе бумаги по-разному Находят месторасположения помещений с помощью учителя Ориентируются в пространстве (в классе, в школе) Находят месторасположения помещений с помощью учителя Ориентируются в пространстве (школьный двор) Определяют расположение объектов в пространстве с помощью учителя Определяют расположения объектов в ближнем и дальнем пространстве Определяют расположения объектов в ближнем и дальнем пространстве Ориентируются на листе бумаги по-разному Определяют расположение объектов в пространстве с помощью учителя Ориентируются на листе бумаги разного формата по Выполняют упражнения на развитие слуховой памяти самостоятельно 21 расположенного образцу (горизонтально, вертикально, под углом). Игра «Положи» Определение и нахождение Находят части тела по частей тела. инструкции педагога Игра «Руки, ноги, голова» Восприятие времени - 6 часов расположенной самостоятельно 60 Ориентировка на собственном теле 1 61 Упражнения на графической модели «Часы». Определение времени по часам. Сутки Развитие восприятия пространства и времени 1 Определение времени по часам Определяют по образцу время по часам Ориентируются в пространстве и во времени самостоятельно 1 Располагают по образцу порядок времен года Умеют ориентироваться в пространстве и во времени самостоятельно 63 Развитие восприятия пространства и времени 1 Располагают по образцу порядок времен года 64 Совершенствование восприятия пространства и времени 1 Умеют ориентироваться в пространстве и во времени самостоятельно Ориентируются во временах года, сезонных изменениях самостоятельно 65 Совершенствование восприятия пространства и времени 1 Ориентировка по календарю. Дидактическая игра «Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток) Ориентировка по календарю. Дидактическая игра «Двенадцать месяцев» Ориентировка во временах года, сезонных изменениях. Времена года, их закономерная смена. Месяцы. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Ориентировка в днях, месяцах и праздниках. Месяц как составляющая времени года 62 Ориентируются во временах года, сезонных изменениях по образцу Ориентируются в днях, месяцах и праздниках с опорой на образец Определяют и находят части тела самостоятельно Ориентируются в днях, месяцах и праздниках самостоятельно 22 66 67 68 Дидактическая игра «В каком месяце праздник?» Формирование 1 Определение возраста Определяют возраста восприятия возраста человека. человека по инструкции Возраст людей (ребенок, учителя взрослый-старик) Обследование познавательной сферы и графомоторных навыков - 2 часа Обследование 1 Выполнение графических Ориентируются в графомоторных навыков заданий (зрительные и на пространственных слух) понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа Обследование 1 Выполнение заданий на Выделяют 4-й лишний с познавательной развитие познавательной помощью учителя. деятельности деятельности Выделяют основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, кроме мелких деталей. Составляют целое из частей по образцу. Выполняют команды на слух (4-х звенные). Ориентируются на собственном теле и листе бумаги с помощью педагога Определяют возраст людей (ребенок, взрослый-старик) Выполняют графические задания без опоры на образец Выделяют 4-й лишний самостоятельно. Выделяют основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, и мелкие детали. Составляют целое из частей. Определяют речевые и неречевые звуки. Ориентируются на собственном теле и листе бумаги 23