МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования молодежной политики и спорта
администрации
Пильнинского муниципального округа
МОУ Озёрская ОШ
УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Дубинина Н.И.
Приказ №154 о.д.
от «27» 08 2024г
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Речевая практика»
(для 4 класса)
с.Озерки 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................................3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ...............................................................................................................5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ...................................................................................................6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ................................................................................................9
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной
области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая
практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств детей;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
3
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4
классе определяет следующие задачи:
− ускорение процесса овладения разговорной речью на основе
коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как
звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на
фиксированную структуру текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
− формирование
представлений
о
необходимости
обязательного
выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в
обществе.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности
учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения:
конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с
заданной
интонацией,
иллюстрации,
анализ
проигрывание
плана,
диалогов,
составление
рассматривание
предложений,
слушание
аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
1
Аудирование
10
2
Дикция и выразительность речи
22
2
28
4
8
1
68
7
3
4
Подготовка
речевой
ситуации
и
организация
высказывания
Культура общения
Итого:
5
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
способность
положительно
относиться
к
окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
представление о различных социальных ролях: собственных и
окружающих людей;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
его природной и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно
пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно
доехать или дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых
играх в соответствии с речевыми возможностями);
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по
образцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
6
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в
аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь
отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на
образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по
темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться,
просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по
темам речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов
обучающихся
с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4-х классов базируется на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного
подходов
и
осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
7
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет
сам
или
с
помощью
учителя.
Ученик
в
основном,
последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий
требованиям
оценки
«5»,
но
затрудняется
в
формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению
отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
(вопрос)
недостаточно
полно
и
последовательно,
с
большими
затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя;
нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
8
№
Тема предмета
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация
обучающихся
Кол-во
часов
IV.
Программное содержание
Минимальный уровень
видов
деятельности
Достаточный уровень
Делимся новостями – 4 часа
1
Мы снова в школе
Делимся новостями
1
Поздравление с началом учебного года Выражают
свои
просьбы, используют
Знание
и
употребление
слов
вежливые
слова,
приветствия и прощания в школе и
используют
правила
дома
этикета при встрече и
Введение в тему (рассматривание расставании с детьми и
картинки, свободные высказывания взрослыми
детей по её содержанию)
Составляют рассказы
Беседа с привлечением личного опыта на основе иллюстраций
с помощью наводящих
Составление рассказа об интересных
вопросов учителя
событиях, произошедших летом, показ
фотографий, рисунков
Правильно
выражают
свои просьбы, умеют
здороваться, прощаться,
просить прощения и
извиняться, используют
соответствующие
выражения
Составляют рассказы на
основе иллюстраций
Конструирование диалогов на тему
«Как я провёл лето»
2
Мы снова в школе
1
Составление
плану
описания
Конструирование
школы
по Используют
Пользуются
словами
диалогические формы этикета,
основными
речи
в
различных правилами
культуры
диалогов9
приветствий из заданных реплик
3
Как я провёл лето
1
ситуациях общения
речевого общения
Знакомство с текстом стихотворения Участвуют в диалоге с
И. Гамазковой «Прошлым летом»
помощью наводящих
вопросов
Составление рассказов на тему летнего
отдыха с использованием карточек- Составляют рассказы с
опор с названиями фиксированных использованием
частей текста (начало, основная часть, карточек-опор
с
конец)
помощью наводящих
вопросов учителя
Участвуют в диалоге
Конструирование
диалогов
по Используют
рисункам на тему «Этим летом…»
диалогические формы
речи
в
различных
Игра «Где я был-не расскажу, а что
ситуациях общения
делал-покажу»
с
использованием
рисунков
Играют
в
игры,
соблюдая правила
Составление обучающимися рассказов
о
самых
интересных
событиях Составляют рассказы с
прошедшего лета с опорой на опорой на карточки с
карточки,
называющие помощью наводящих
фиксированные части текста, и на вопросов учителя
выполненные рисунки
Пользуются
словами
этикета,
основными
правилами
культуры
речевого общения
Составляют рассказы на
тему летнего отдыха с
использованием
карточек-опор
Играют в игру, соблюдая
правила
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы с
опорой на карточки
10
4
Урок-игра
«Угадай
мой рисунок»
1
Рисование по теме летнего отдыха, Участвуют
угадывание темы рисунка, обсуждение обсуждении
в Участвуют в обсуждении
Составляют рассказ по
Составление рассказов по своим Составляют рассказ по рисунку
рисункам так, чтобы остальные рисунку с помощью
ученики смогли догадаться, какой наводящих
вопросов
рисунок выполнен рассказчиком
учителя
Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа
5
Я выбираю книгу
1
Чтение
стихотворения
учителем, Участвуют в беседе
обсуждение
прочитанного,
Знакомятся
с
коллективный ответ на поставленный
правилами поведения в
в стихотворении вопрос
библиотеке
Знание назначения библиотеки, правил
Умеют выбирать книгу
поведения в библиотеке
в
библиотеке
с
Умение выбирать книгу в библиотеке
помощью учителя
6
Мы в библиотеке
1
Экскурсия в школьную библиотеку
7
Моя любимая книга
1
8
Моя любимая книга
1
Использование в речи и поведении
ранее усвоенных правил поведения
Участие в диалоге с библиотекарем
Отгадывание
картинке
загадок,
беседа
по
Составление предложений с опорой на
картину и собственные высказывания
Составление рассказов «Моя любимая
книга» с опорой на план
Умеют
отвечать
на
вопросы по содержанию
услышанного
Соблюдают
правила
поведения в библиотеке
Умеют выбирать книгу в
библиотеке
Участвуют в беседе с Умеют
отвечать
на
библиотекарем
вопросы по содержанию
услышанного
Составляют
предложения с опорой Отгадывают загадки
на картинку с помощью
Составляют
наводящих
вопросов
предложения с опорой на
учителя
картинку и собственные
Составляют рассказы высказывания
«Моя любимая книга» с
Составляют
рассказ
опорой на план с
«Моя любимая книга» с
помощью наводящих
опорой на план
11
Игра «Рассказ по кругу»
вопросов учителя
Обмен первыми впечатлениями о Играют
в
игры,
книгах, принесённых обучающимися и соблюдая правила
учителем
Играют
в
игры,
соблюдая правила
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа
9
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
10
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
11
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
12
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы
картинок, обсуждение проблемного учителя
по
их
вопроса)
содержанию с опорой
на
иллюстративный
Знакомство с темой (беседа на основе
материал
личного опыта о том, когда может
быть использована фраза «Подскажите Обсуждают ситуацию с
пожалуйста...»)
помощью учителя
Воспроизводят
составленные рассказы с
опорой
на
иллюстративный
материал
Обсуждают ситуацию
Пользуются
словами
Конструирование
возможных Используют
этикета,
основными
диалогов обращения за помощью: к диалогические формы правилами
культуры
знакомому и незнакомому человеку
речи
в
различных речевого общения
ситуациях общения
Ролевые игры по теме ситуации
Играют
в
игры,
Играют
в
игры, соблюдая правила
соблюдая правила
Я за порогом дома – 3 часа
13
Я - пассажир
1
14
Я - пассажир
1
15
Я - пассажир
1
Знакомство с темой (беседа на основе Используют
правила
личного опыта)
поведения
в
общественном
Актуализация имеющихся знаний о
транспорте
правилах поведения в общественном
транспорте
Используют вежливые
слова
Умеют
пользоваться
правилами поведения в
общественном
транспорте
Используют
слова
вежливые
12
Конструирование
возможных
диалогов в общественном транспорте
Ролевая игра «В автобусе»
Конструируют
возможные диалоги в
общественном
транспорте с помощью
учителя
Играют
в
игры,
соблюдая правила
Конструируют
возможные диалоги
общественном
транспорте
в
Играют
в
игры,
соблюдая правила
В гости к сказке -7 часов
16
Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»
1
17
Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»
1
Прослушивание аудиозаписи сказки Слушают
сказку,
«Петушок — Золотой гребешок» с умеют отвечать на
опорой на иллюстрации к уроку
вопросы с опорой на
иллюстративный
Тренировочные
упражнения
в
материал
передаче характера и переживаний
героев
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
Умение изменять силу голоса, тон и
сказки с помощью
тема речи в зависимости от эпизода
учителя
сказки
Понимают содержание
сказки, прослушанной в
аудиозаписи, отвечают
на вопросы учителя
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
сказки
Проигрывание эпизодов сказки с
использованием элементов костюмов,
кукол или фигур героев
18
Театрализованное
представление сказки
1
19
Театрализованное
представление сказки
1
Участие
в
театрализованном
представлении
сказки
с
использованием элементов костюмов,
кукол или фигур героев
Участвуют
в Принимают участие
проигрывании эпизодов театрализованном
сказки с помощью представлении
учителя
в
13
20
Моя любимая сказка
1
21
Моя любимая сказка
1
22
Моя любимая сказка
1
Участие в викторине «Сказка ложь, да Воспринимают на слух
в ней намёк»
рассказы
одноклассников
Представление любимой сказки в виде
рассказа, пересказа, иллюстраций
Отвечают на вопросы
учителя с опорой на
иллюстративный
материал
Воспринимают на слух
рассказы
одноклассников
Отвечают
учителя
на
вопросы
Пересказывают сказку
Пересказывают сказку
с
опорой
на
иллюстративный
материал
У телевизора – 4 часа
23
У телевизора
1
Планируем
телевизионный досуг
24
25
У
телевизора.
Планируем
телевизионный досуг
1
Мои
передачи
1
любимые
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы Понимают содержание
картинок, обсуждение проблемного учителя по содержанию детских видеофильмов,
вопроса)
просмотренных
и отвечать на вопросы
видеофильмов
учителя
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта)
Актуализация,
уточнение
и
расширение имеющихся знаний по
теме: предпочтения обучающихся в
телеэфире, умение ориентироваться в
программе
телепередач,
умение
пользоваться пультом от телевизора
Актуализация,
уточнение
и Отвечают на вопросы Понимают содержание
расширение имеющихся знаний по учителя по содержанию детских видеофильмов,
14
26
Мои
передачи
любимые
1
теме: предпочтения обучающихся в просмотренных
и
телеэфире, умение ориентироваться в видеофильмов
программе
телепередач,
умение
Участвуют
в
пользоваться пультом от телевизора.
коллективном
Коллективное
обсуждение
«Моя обсуждении
«Моя
любимая программа» с элементами любимая
книга»
с
рассказов обучающихся, выполненных помощью учителя, с
с опорой на план
опорой на план
отвечать
учителя
на
вопросы
Коллективно обсуждают
«Моя любимая книга» с
опорой на план
В гости к сказке – 3 часа
27
Игра
«Лисичкасестричка»
1
28
Игра
«Лисичкасестричка»
1
29
Игра
«Лисичкасестричка»
1
Введение в тему (беседа с опорой на Слушают
сказку,
иллюстрацию)
умеют отвечать на
вопросы с опорой на
Знакомство со сказкой (слушание
иллюстративный
аудиозаписи сказки с опорой на
материал
иллюстрации)
Пересказывают сказку
Закрепление
содержания
сказки
с
опорой
на
(пересказ с опорой на иллюстрации, по
иллюстрации
вопросам учителя, игра «Рассказ по
кругу» и др.)
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
Инсценирование сказки
сказки
Понимают содержание
сказки, прослушанной в
аудиозаписи, отвечают
на вопросы учителя
Инсценируют сказку
Играют
в
игры,
соблюдая правила
Играют
в
игры,
соблюдая правила
Новогодние истории – 4 часа
15
30
Новогодние истории
1
31
Новогодние истории
1
32
Новогодние истории
1
33
Новогодние истории
1
Введение в тему (беседа с опорой на Отвечают на вопросы
иллюстрации)
учителя по содержанию
просмотренных
и
Актуализация знаний о новогодних
видеофильмов
сказках, мультфильмах
Обсуждают
замысел
Обсуждение замысла истории
истории с помощью
Составление предложений к каждой наводящих вопросов
части придумываемой истории с
Составляют
простые
опорой на вопросный план
предложения с опорой
Иллюстрирование истории согласно на вопросный план и с
помощью учителя
замыслу
Понимают содержание
детских видеофильмов,
отвечать на вопросы
учителя
Обсуждают
истории
замысел
Составляют
распространенные
предложения с опорой на
вопросный план
Рассказывают
в получившие истории
Рассказывание вариантов истории, Участвуют
проигрывании эпизодов
получившихся у школьников
Принимают участие
сказки с помощью
театрализованном
Представление истории на новогоднем
учителя
представлении
празднике (инсценирование)
в
16
Знаки-помощники - 4 часа
34
Знаки-помощники
1
35
Знаки-помощники
1
36
Я – пассажир
1
37
Я – пассажир
1
Введение в тему (рассматривание Повторяют
правила
картинок
по
теме
«Знаки- ПДД
помощники»)
Моделируют
и
Актуализация знаний обучающихся проигрывают
по теме на основе рассматривания возможные диалоги на
условных знаков, встречающихся в улице,
повседневной жизни
предполагающие
обсуждение значения
Моделирование и проигрывание
дорожных знаков с
возможных диалогов на улице,
помощью учителя
предполагающих
обсуждение
значения дорожных знаков
Актуализация
информации
предупреждающих
информационных знаках
Называют
дорожные
знаки и виды переходов,
рисуют знаки
Моделируют
и
проигрывают возможные
диалоги
на
улице,
предполагающие
обсуждение
значения
дорожных знаков
о Составляют
правила Пользуются правилами
и дорожного движения
дорожного движения
Участвуют в ролевых Участвуют в ролевых
Участие в викторине «О чём мне играх в соответствии с играх
говорят знаки?»
речевыми
Выражают
свои
возможностями
Повторение правил поведения в
просьбы,
используя
общественном транспорте
Выражают
свои вежливые
слова,
просьбы,
используя адекватно
пользуясь
Ролевая игра «Я – пассажир»
вежливые
слова, правилами этикета
адекватно
пользуясь
правилами этикета
В гостях у леса – 4 часа
17
38
В гостях у леса
1
39
В гостях у леса
1
40
В гостях у леса
1
41
В гостях у леса
1
Введение
в
ситуацию Используют
(рассматривание
картинок, диалогические формы
обсуждение проблемного вопроса)
речи
в
различных
ситуациях общения
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы Отвечают на вопросы
на вопросы на основе иллюстраций)
учителя
по
их
содержанию с опорой
Актуализация,
уточнение
и
на
иллюстративный
расширение имеющихся знаний о
материал
правилах поведения в лесу
Участвуют
в
Творческая работа «Что может
представлении работ в
нанести вред лесу?»
соответствии
с
Представление работ обучающимися речевыми
возможностями
(составление рассказов)
Составление «Правил
поведения в лесу»
Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых ситуаций
Умеют воспроизводить
составленные рассказы с
опорой
на
иллюстративный
материал
Представляют работы
Составляют
«Правила
вежливого поведения в
лесу»
вежливого Составляют «Правила
вежливого поведения в
лесу»
с
помощью
учителя
Задушевный разговор 4 часа
42
1
Задушевный разговор
Введение в тему ситуации (работа с Выбирают правильные Выбираю
правильные
иллюстрацией,
обсуждение средства
интонации, средства
интонации,
проблемного вопроса)
ориентируясь
на ориентируясь на образец
образец
учителя
и учителя и анализ речевой
Обсуждение проблемной ситуации
18
43
Задушевный разговор
1
(девочка расстроена, ей необходимо анализ
утешение)
ситуации
речевой ситуации
Актуализация и уточнение словаря Используют
эмоций у школьников
диалогические формы
речи
в
различных
Введение в контекст разговора
ситуациях общения
словосочетания
«задушевный
разговор» (добрый, между друзьями Играют в игру «Свои
или близкими людьми, негромкий)
чувства не скажу, а без
слов вам покажу»,
Моделирование диалогов утешения,
соблюдая правила
сочувствия, предостережения на
основе иллюстраций
Моделируют диалоги
утешения, сочувствия,
Игра «Свои чувства не скажу, а без
предостережения
на
слов вам покажу»
основе иллюстраций и
с помощью учителя
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Играют в игру «Свои
чувства не скажу, а без
слов вам покажу»
Моделируют
диалоги
утешения,
сочувствия,
предостережения
на
основе иллюстраций
19
44
Учимся общаться
1
45
Учимся общаться
1
Знакомство с рассказами В. Осеевой Слушают рассказы В.
«Волшебное слово», «Что легче?», Осеевой «Волшебное
«На катке» в аудиозаписи
слово», «Что легче?»,
«На катке»
Совместное
рассматривание
картинки,
обсуждение
первых Рассматривают
впечатлений
картинки, принимают
участие в обсуждении
Тренировочные
упражнения
в
изображении различных эмоций
Отвечают на вопросы
Понимают
содержание
рассказов, прослушанной
в аудиозаписи, отвечают
на вопросы учителя
Соотнесение рассказов с личным Выбирают правильные
опытом детей
средства
интонации,
ориентируясь
на
образец
учителя
и
анализ
речевой
ситуации
Выбирают
правильные
средства
интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Рассматривают картинки,
принимают участие в
обсуждении
Отвечают на вопросы
Участвуют в диалогах по
Участвуют в диалогах темам речевых ситуаций
по
темам
речевых
Соотносят составленные
ситуаций
рассказы с о своим
личным
опытом
с
помощью учителя
Приглашение – 4 часа
46
Я
получил
приглашение
1
47
Я
получил
приглашение
1
Введение в ситуацию (беседа с Используют
опорой на иллюстрацию, обсуждение диалогические формы
проблемного вопроса)
речи
в
различных
ситуациях общения
Актуализация имеющихся знаний по
теме (беседа на основе личного Составляют
устные
Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Конструируют
устные
20
48
Я
получил
приглашение
1
опыта)
49
Инсценировка
стихотворения
Усачёва
1
Актуализация имеющихся знаний по Слушают
теме (беседа на основе личного стихотворение
А.
опыта)
Усачёва «Приглашение
улитке»
Слушание
аудиозаписи
стихотворения, распределение ролей, Участвуют
в
инсценирование стихотворения А. инсценировании
Усачёва «Приглашение улитке»
стихотворения
А.
Усачёва «Приглашение
улитке»
А.
«Приглашение
улитке»
приглашения с опорой приглашения с опорой на
на план в соответствии план
Конструирование
устных
с
речевыми
приглашений с опорой на план
Составляют
текстовые
возможностями
письменные приглашения
Дифференциация в зависимости от
Составляют текстовые
адресата
Моделируют диалоги
письменные
с
Моделирование
диалогов, приглашения
содержащих
приглашение
и помощью учителя
вежливый отказ
Моделируют диалоги с
Составление текстов письменных помощью наводящих
вопросов
приглашений
Понимают
содержание
стихотворения,
прослушанной
в
аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Инсценируют
стихотворение А. Усачёва
«Приглашение улитке»
Поздравляю! – 6 часов
50
Поздравления
1
51
Поздравления
1
Введение в ситуацию (беседа с Используют
опорой на иллюстрацию, обсуждение диалогические формы
проблемного вопроса)
речи
в
различных
ситуациях общения
Конструирование
поздравлений
Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых ситуаций
Составляют поздравление
21
52
Поздравления
1
53
Поздравления
1
54
Мы на Дне рождения
1
55
Мы на Дне рождения
1
Дифференциация в зависимости от Составляют
адресата
поздравление
в
соответствии
с
Знакомство с правилами оформления
речевыми
письменного
поздравления
на
возможностями
с
открытке
помощью учителя
Тренировочные
упражнения
в
Подписывают
подписывании
поздравительных
поздравительные
открыток
открытки по образцу
Подготовка
поздравительной
Оформляют
открытки и подписи к ней
поздравительную
открытку с помощью
учителя
в
соответствии
с
речевыми возможностями
Составление предложений с опорой Разучивают
и
на схемы
рассказывают
стихотворения
в
Повторение правил поведения в
соответствии
с
гостях
речевыми
Тренировочные
упражнения
в возможностями
произнесении поздравлений
Составляют
Обсуждение
и
проигрывание предложения с опорой
возможных конкурсов и развлечений, на схемы и с помощью
которые могут быть предложены в учителя
гостях
Произносят
простые
поздравления
Разучивают
рассказывают
стихотворения
Подписывают
поздравительные
открытки по образцу
Оформляют
поздравительную
открытку
и
Составляют предложения
с опорой на схемы
Составляют
воспроизводят
поздравления
и
простые
Принимают участие в
играх, соблюдая правила
Принимают участие в
22
играх,
правила
соблюдая
Жду письма! – 4 часа
56
Жду письма!
1
57
Жду письма!
1
58
Жду письма!
1
59
Жду письма!
1
Знакомство с темой (беседа
привлечением личного опыта)
с Используют
диалогические формы
речи
в
различных
Актуализация опыта обучающихся
ситуациях общения
по теме, знакомство со структурой
письма
Отвечают на вопросы
Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых ситуаций
Отвечают на вопросы
Пользуются
структурой
Составление коллективного письма Используют структуру письма, опираются на
литературному герою по теме с письма и участвуют в план из ключевых слов
опорой на план из ключевых слов
составлении
при
составлении
коллективного письма
коллективного письма
Самостоятельная
работа
с
дифференцированной
помощью Составляют письма с Составляют
письма.
учителя «Письмо …» (в зависимости помощью учителя
Самостоятельно работают
от интересов обучающихся могут
с
дифференцированной
Участвуют
в
быть предложены задания написать
помощью учителя
самостоятельной
письмо другу, родственнику и др.)
работе
с
дифференцированной
помощью учителя
«Извините меня…» - 4 часа
60
«Извините меня…»
1
61
«Извините меня…»
1
Введение
в
ситуацию Рассматривают
(рассматривание
картинок, картинки
обсуждение проблемного вопроса)
Используют
Рассматривают картинки.
Активно
диалогах
участвуют в
по
темам
23
62
«Извините меня…»
1
63
«Извините меня…»
1
Знакомство с темой (беседа на основе диалогические формы
речи
в
различных
личного опыта о том, когда может
ситуациях общения
быть использована фраза «Извините
меня»)
Конструируют
возможные
диалоги,
Конструирование
возможных
содержащие извинения
диалогов, содержащих извинения
с помощью наводящих
вопросов
Ролевые игры по теме ситуации
речевых ситуаций
Конструируют
возможные
диалоги,
содержащие извинения
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций,
в ролевых играх
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми
возможностями
Поздравительная открытка
(место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) – 2 часа
64
65
Поздравительная
открытка к 9 мая
Поздравительная
открытка к 9 мая
1
1
Знакомство с темой (беседа с Используют
привлечением личного опыта, ответы диалогические формы
на вопросы на основе иллюстраций)
речи
в
различных
ситуациях общения
Прослушивание
песен,
стихов,
рассказов о Великой Отечественной Отвечают на вопросы
войне
Слушают песни, стихи,
Рисование праздничных открыток
рассказы о Великой
Отечественной войне
Конструирование поздравлений с
Днём Победы различным адресатам Разучивают
и
(ветеранам, учителям, родным)
рассказывают
Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых ситуаций
Отвечают на вопросы
Понимают
содержание
стихов, песен, рассказов о
ВОВ прослушанной в
аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Разучивают
и
24
Подписывание открыток
стихотворения
в
соответствии
с
Доставка
открыток
адресатам
речевыми
(отправление письмом, доставка
возможностями
лично в руки)
Составляют
поздравления
с
праздником с помощью
наводящих вопросов и
учителя
рассказывают
стихотворения
Составляют поздравления
с праздником различным
адресатам с помощью
учителя
Подписывают открытки
Подписывают
открытки с опорой на
образец
«Во саду ли в огороде» - 3 часа
66
67
«Во саду
огороде»
ли,
«Во саду
огороде»
ли,
в
в
1
1
Введение
в
ситуацию Рассматривают
(рассматривание
картинок, картинки
обсуждение проблемного вопроса)
Используют
Знакомство с темой (беседа с диалогические формы
привлечением личного опыта, ответы речи
в
различных
на вопросы на основе иллюстраций, ситуациях общения
Рассматривают картинки.
Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых
ситуаций
Участвуют в беседе;
25
68
«Во саду
огороде»
ли,
в
1
основная линия беседы - работа Участвуют в беседе;
летом в саду и в огороде, овощи,
отвечают на вопросы
фрукты и ягоды, растущие в нашей
учителя
местности)
Выполняют
и
Подготовка
обучающимися
представляют
творческих
работ
по
теме
творческие
работы
(обсуждение
замыслов,
порядка
классу в соответствии с
выполнения)
речевыми
Выполнение
и
представление возможностями
творческих
работ
классу
—
Обсуждают планы на
составление рассказов на основе
каникулы с помощью
выполненных рисунков
наводящих вопросов
Обсуждение планов обучающихся на
каникулы: свободные высказывания,
взаимные вопросы, уточнения
отвечают
учителя
на
вопросы
Выполняют
и
представляют творческие
работы классу
Обсуждают планы на
каникулы с помощью
наводящих вопросов
Задают вопросы учителю
и одноклассникам
Составляют
простой
рассказ на тему «Как я
буду
проводить
каникулы»
26