РП_5_Развитие психомоторики

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования молодежной политики и спорта
администрации
‌
‌Пильнинского муниципального округа‌
МОУ Озёрская ОШ

УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Дубинина Н.И.
Приказ №154 о.д.
от «27» 08 2024г

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(для 5 класса)
с.Озерки 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................................3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.......................................................................................5

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ..............................................................................8

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...................................................................11

I.
Рабочая
психомоторики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

программа
и

по

коррекционному

сенсорных

процессов

»

курсу

составлена

«Развитие
на

основе

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) далее (ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
относятся

к

коррекционно-развивающей

области

«Коррекционные

занятия» и являются обязательной части учебного плана. В соответствии с
учебным

планом

программа

по

учебному

предмету

«Развитие

психомоторики и сенсорных процессов» в 1 классе рассчитана на 33
учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1)определяет цель и задачи коррекционных
занятий.
Цель обучения – формирование познавательных процессов как
психологических достижений возраста, которые требуют специальных
условий (методов и приемов) для своего развития.
Задачи обучения:
 формирование

личностных

мотивов

к

самостоятельному

выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
 формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми
умениями;
 коррекция познавательной деятельности;

 раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных
предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и
предметного мира;
 формирование

словесных

высказываний

детей,

обогащение

словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на
основе усвоения новых знаний и умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
 развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
 сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и
систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних
свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах
(чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
 систематизация образов представлений о неживой природе (вода,
камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их
взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от
природных явлений;
 формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам
логического мышления.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение,
восприятие, представления и на рациональное познание – понятие,
суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в
деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики,
обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой
психические процессы.
Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» осуществляются при использовании различных методов:
 практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки,
техника «арт-терапия», практические опыты;
 наглядные

-

наблюдения,

работа

с

картинками,

аудио-

и

видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная
«тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
 словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка;
 двигательные

-

используются

закрепления любых

телесных

таких психических

функций,

навыков,
как

для

актуализации

предполагают

эмоции,

память,

и

включенность
восприятие,

процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов
для

активизации

познавательных

процессов,

создается

базовая

предпосылка для овладения новыми знаниями учебных предметов:
чтением, письмом, математическими представлениями и др.

Содержание разделов
№

Название раздела, темы

Количество Контрольные

п/п

часов

работы
1

1.

Обследование обучающихся

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики;

10

графомоторных навыков
3.

Тактильно-двигательное восприятие

4

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета;

10

конструирование предметов.
6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной

7

памяти
7.

Восприятие особых свойств предметов

8

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

6

9.

Восприятие пространства

7

10.

Восприятие времени

4

11.

Развитие мыслительных операций

4

12.

Обследование познавательной деятельности и

2

2

68

3

графомоторных навыков
Итого:

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений,
 договоренностей;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;
 определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на

основной уровень обучения;
 осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
 составлять план действий с помощью педагога;
 соблюдать правильные действия при штриховке;
 пользоваться элементами расслабления;
 группировать

предметы

по

2,3

самостоятельно

выделенным

признакам, обозначать- их словом;
 смешивать цвета, называть их;
 конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
 находить нереальные элементы нелепых картинок;
 определять противоположные качества и свойства предметов;
 распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности,
продукты питания- по запаху и вкусу;
 определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
 моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
 определять

возраст

жизненных событий;

людей

и

последовательность

основных

 распознавать длительность временных интервалов;
 называть месяцы года, название года;
 5 называть основные признаки времен года;
 определять возраст человека.
Достаточный уровень:
 целенаправленно выполнять действия по 3х, 4х-звенной инструкции
педагога;
 выполнять точные движения при штриховке;
 самостоятельно

классифицировать

предметы

по

различным

признакам;
 ориентироваться на сенсорные эталоны;
 узнавать предметы по заданным признакам;
 сравнивать предметы по внешним признакам;
 классифицировать

предметы

по

форме,

величине,

цвету,

функциональному назначению;
 составлять сериационные ряды предметов и их изображений по
разным признакам;
 практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
 давать описание объектов и явлений;
 определять время по часам;
 называть основные и дополнительные признаки времен года;
 различать противоположно направленные действия и явления;
 видеть временные рамки своей деятельности;
 определять последовательность событий;
 ориентироваться в пространстве;
 самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
 опосредовать свою деятельность речью.
Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
 1 балл – минимальная динамика;
 2 балла- удовлетворительная динамика;
 3 балла – значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность
обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося.
На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время
учитель-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения
обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации
оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения
для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и
индивидуального обследования.
Учитель-дефектолог

анализирует

специфические

ошибки

и

строит

дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг
графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало
года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по
развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены

методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия,
М.М. Семаго.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в
баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения,
характер

и

тяжесть

использованной

допускаемых

помощи,

дифференцированного

что

дает

результата.

ошибок,

вид

возможность

Процентное

и

количество

получения

выражение

более

качества

выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Критерии оценки уровня развития:
 высокий – 100 - 80%;
 выше среднего – 79,9 -65%;
 средний – 64,9 - 45%;
 низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный
график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные,
так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося
и позволяющий отследить динамику его познавательного развития.

IV.
№

Тема

Кол-во
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Обследование - 2 часа
1

2

Обследование
1
Обследование
Выполняют
Выполняют большинство
обучающихся,
обучающихся,
дифференцированные задания заданий самостоятельно
комплектование групп для
комплектование групп для
при оказании помощи учителя
коррекционных занятий
коррекционных занятий
Обследование
1
Обследование
Выполняют
Выполняют большинство
обучающихся,
обучающихся,
дифференцированные задания заданий самостоятельно
комплектование групп для
комплектование групп для
при оказании помощи учителя
коррекционных занятий
коррекционных занятий
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков - 10 часов

3

Упражнения на
координацию и смену
движения по команде,
сигналу

1

Развитие крупной
моторики, координации
движений

4

Дорисовывание
симметричной половины
изображения

1

Выявление уровня развития
графомоторных навыков

5

Вычерчивание
геометрических фигур

1

Выявление уровня развития
графомоторных навыков

Демонстрируют двигательные,
ориентировочные,
эмоциональные и другие
реакции на тактильное,
кинестетическое, зрительное,
слуховое воздействие
Дорисовывают симметричную
половину изображения по
образцу
Вычерчивают геометрические
фигуры по образцу

Осуществляют
зрительный контроль за
действиями рук и
движениями крупной
моторики
Формируют умения
определять и рисовать
симметричную половинку
изображения
Осуществляют
зрительный контроль за
действиями рук и
движениями крупной

6

Упражнения «Речь – ритм
– движение»

1

7

Выполнение графических
работ под диктовку
"Транспортные средства"
Совершенствование
мелких движений (мелкая
мозаика, шнуровка,
выкладывание узоров из
семян растений)

1
1

Совершенствование мелких
движений

9

Аппликация из разного
материала.

1

10

Игра "Сочиняем сказку
сами" используя технику
«рваной аппликации»

1

Работа с ножницами и
разным материалом,
выполнение аппликации
Выполнение аппликации по
сюжету сказки

8

Развитие крупной и мелкой
моторики, графомоторных
навыков
Выполнение графических
работ под диктовку

Выполняют речедвигательные упражнения по
инструкции учителя
Выполнять графические
работы по зрительному
образцу
Собирают мелкую мозаику,
выкладывать узоры из семян
растений с опорой на образец

Выполняют аппликации из
разного материала по образцу
Выполняют аппликации по
сюжету сказки по образцу

моторики
Синхронизируют
произнесение и движение
Выполняют графических
работ под диктовку
Целенаправленно
выполняют действия
и движения по
инструкции педагога.
Выкладывают геометриче
ские фигуры
из мозаики по опорным
точкам
Выполняют аппликации
из разного материала
самостоятельно
Выполняют аппликации
по сюжету сказки
самостоятельно

Тактильно-двигательное восприятие - 4 часа
11

12

Определение предметов
на ощупь, выделение
разных свойств и качеств
(мягкие и жесткие,
крупные и мелкие)
Тонкая дифференциация
предметов на ощупь с
мелкими предметами

1

Определение предметов на
ощупь, выделение разных
свойств и качеств

Определяют предметы на
ощупь, выделять разных
свойств и качеств с помощью
учителя

Осуществляют доступным
способом практическое
исследование объектов

1

Дифференцировка
предметов на ощупь с
мелкими предметами

Определяют на ощупь
качества и свойства
различных предметов с
помощью учителя

Узнают на ощупь
знакомые предметы,
дифференцируют предмет
ы на ощупь по разным

13
14

Закрепление тактильных
ощущений при работе с
глиной и пластилином
Игры с мелкой мозаикой,
составление сложного
узора

1
1

Закрепление тактильных
ощущений при работе с
глиной и пластилином
Работа с мелкой мозаикой

Работают с глиной по
инструкции учителя
Работают с мелкой мозаикой
по образцу

качествам и свойствам
Выделяют функцию
предмета и использовать
предмет по назначению
Правильно складывают
фишки и составляют
самостоятельно узор

Кинестетическое и кинетическое развитие - 4 часа
15

16

17
18

Движения и позы верхних
и нижних конечностей,
головы (упражнения по
инструкции учителя)

Упражнения на
расслабление и снятие
мышечных зажимов
Воображаемые действия
(вдеть нитку в иголку,
подбросить мяч, наколоть
дров, прополоскать бельё)

1

Работа с собственным
телом в пространстве.
Выполнение действий по
инструкции

Работают с собственным
телом в пространстве по
показу

Осуществляют
зрительный контроль за
действиями рук и
движениями крупной
моторики

1

Тренировочные
упражнения

Работают с собственным
телом в пространстве по
показу

Осуществляют
зрительный контроль за
действиями рук и
движениями крупной
моторики

1

Расслабление и снятие
мышечных зажимов

1

Выполнение подвижных
игр, имитация упражнений,
игры на восприятие
предметов в движении

Выполняют упражнения на
расслабление по инструкции
учителя
Выполняют подвижные игры,
имитационные упражнения,
игры на восприятие предметов
в движении по показу

Расслабляют зажимы в
теле с помощью растяжки
самостоятельно
Осуществляют
зрительный контроль за
действиями рук и
движениями крупной
моторики

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 10 часов
19

Группировка предметов
по самостоятельно
выделенным двум
признакам, обозначение
словом.
Сравнение и группировка
предметов по форме,
величине и цвету

20

21

Составление
сериационных рядов по
самостоятельно
выделенным признакам из
4 – 5 предметов

22

1

Группировка предметов по
самостоятельно
выделенным двум
признакам

Сравнивают предметы по
форме, величине и цвету по
образцу

Группируют предметы по
самостоятельно
выделенным двум
признакам

1

Составление сериационных
рядов по самостоятельно
выделенным признакам из
4 – 5 предметов
Составление сериационных
рядов по самостоятельно
выделенным признакам из
4 – 5 предметов
Использование простых
мерок для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов

Составляют сериационные
ряды из 2-3 предметов по
образцу

Составляют сериационные
ряды по самостоятельно
выделенным признакам из
2-3 предметов
Составляют сериационные
ряды по самостоятельно
выделенным признакам из
2-3 предметов
Осуществляют
доступным способом
практическое
исследование объектов

1

24

Цветовой спектр.
Смешение цветов
(оттенки)

1

Развитие сенсорных
эталонов цвета

Используют простые мерки
для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов по
инструкции учителя
Используют простые мерки
для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов по
инструкции учителя
Развивают сенсорные эталоны
цвета с помощью учителя

25

Определение постоянных

1

Развитие и закрепление

Определяют постоянные цвета Определяют постоянные

23

1

Составляют сериационные
ряды из 2-3 предметов по
образцу

Использование простых
мерок для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов (по
длине, ширине, высоте)

1

Использование простых
мерок для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов

Используют простые
мерки для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов по
инструкции учителя
Работают со смешением
цвета самостоятельно

цветов
26

27
28

Построение по росту,
сравнение величины
предметов путем
наложения, приложения и
зрительного соотнесения
Конструирование
сложных форм предметов
(«Технический
конструктор», мелкие
пазлы)

сенсорных эталонов цвета

с помощью учителя

1

Развитие сенсорных
эталонов величины

Сравнивают величины
предметов путем наложения

1

Развитие сенсорных
эталонов величины

Сравнивают величины
предметов путем наложения

1

Конструирование сложных
форм предметов

Конструируют сюжет из форм
предметов по образцу

цвета и оттенки
самостоятельно
Сравнивают величины
предметов путем
наложения и зрительного
соотнесения
Сравнивают величины
предметов путем
наложения
Конструируют из
сложных форм предметов
самостоятельно

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 7 часов
29

Профилактика и
коррекция зрения

1

Проведение профилактики
и коррекции зрения

Выполняют упражнения для
профилактике зрения по
инструкции учителя

30

Нахождение
отличительных и общих
признаков на наглядном
материале (сравнение 2-3х предметных /сюжетных/
картинок). Нахождение
«нелепиц» на картинках
Тренировка зрительной
памяти.
Дидактическая игра «Что
изменилось?»
«Чтение» сложного

1

Развитие зрительного
восприятия и зрительной
памяти

Находят отличительные и
общие признаки на наглядном
материале с помощью учителя

1

Нахождение изменений на
картинке.
Тренировка зрительной
памяти
Тренировка определения

Находят изменения на
картинки с опорой на образец

Находят изменения на
картинке 3-5 предметов
самостоятельно

Определяют фон и силуэт с

Определяют фон и силуэт

31

32

1

Выполняют комплекс
упражнений на коррекцию
зрения с усложненными
заданиями
Находят отличительные и
общие признаки на
наглядном материале
(сравнение 2-3-х
предметных /сюжетных/
картинок) самостоятельно

33

34

35

смыслового изображения
Формирование
восприятия целостности
образа в графических и
абстрактных
изображениях
Упражнения и игры на
увеличения объема
восприятия на плоскости
самого изображения
Дидактическая игра
«Лабиринт с закрытыми
глазами»

фона и силуэта
Формирование восприятия
целостности образа в
графических и абстрактных
изображениях

опорой на образец
Определяют целостность
образа в графических и
абстрактных изображениях с
помощью учителя

1

Тренировочные игры на
увеличения объема
восприятия на плоскости
самого изображения

1

Развитие зрительного
восприятия

Выполняют упражнения
увеличения объема
восприятия на плоскости
самого изображения с
помощью учителя
Ориентируются на листе
бумаги с помощью учителя

1

самостоятельно
Определяют целостность
образа в графических и
абстрактных
изображениях
самостоятельно
Выполняют упражнения
увеличения объема
восприятия на плоскости
самого изображения
самостоятельно
Ориентируются на листе
бумаги самостоятельно

Восприятие особых свойств предметов - 8 часов
36

Развитие
дифференцированных
осязательных ощущений
(сухое, влажное-мокрое)
их словесное обозначение

37
38

39
40

Температура.
Градусники для
измерения тела, воды,
воздуха
Игры «Определи предмет
по запаху», «Баночка с
запахом»
Игра «Вспомни, как

1

Развитие
дифференцированных
осязательных ощущений

Дифференцируют
осязательные ощущения с
помощью учителя

Дифференцируют
осязательные ощущения
(сухое, влажное-мокрое)
их словесное обозначение

1

Исследование назначения
градусника, правила
пользование им
Тренировачные
упражнение использования
градусника

Используют приборы по
назначению по инструкции
учителя
Используют приборы по
назначению по инструкции
учителя

1

Определение предметов по
запаху

Определяют предмет по
запаху с помощью учителя

1

Узнавание запахов

Узнают запахи с помощью

Выделяют функцию
предмета и использовать
предмет по назначению
Выделяют функцию
предмета и использовать
предмет по назначению
самостоятельно
Определяют несколько
предметов по запаху
самостоятельно
Дифференцируют

1

пахнет»

учителя

41

Упражнения в измерении
веса предметов на весах

1

Дифференцировка
предметов по весу

Измеряют предмет на весах по
инструкции учителя

42

Определение
противоположных качеств
предметов (чистый –
грязный, темный –
светлый)
Игры «Вкусовые банки»,
«Назови вкус продуктов»

1

Дифференцировка
предметов по качеству

Определяют
противоположные качества с
помощью учителя

43

44
45

Звуковая имитация
(подражание звукам
окружающей среды)
Дидактические игры «Кто
внимательный?», «Угадай,
что делать»

46

47

48
49

Упражнения на развитие
слуховой памяти (повтор
хлопков, притопов).
Дидактическая игра
«Запомни слова»
Дидактическая игра
«Угадай, кто сказал».
Прослушивание сказки
Различение мелодий,

1

Ощущение и узнавание
Определяют продукты на вкус
вкусов
с помощью учителя
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 6 часов
1

Дифференцировка звуков

1

Выполнение заданий на
внимание

1

Развитие слуховой памяти

1

Тренировочные
упражнения

1

Распознавание и называния
голоса

1

Различение мелодий,

Имитируют звуки окружающе
й среды по инструкции
учителя
Выполняют задания на
внимание с опорой на образец
Воспроизводят звуки при
называть определенные словасигналы по инструкции
учителя
Воспроизводят звуки при
называть определенные словасигналы по инструкции
учителя
Распознают и называют
героев на слух с помощью
учителя
Распознают и называют

несколько запахов
самостоятельно
Дифференцируют
предметы по весу
самостоятельно
Определяют
противоположные
качества нескольких
предметов
Узнают вкус продуктов
самостоятельно

Подражают неречевым и
речевым звукам
самостоятельно
Выполняют действия по
сигналу без опоры на
образец
Выполняют упражнения
на развитие слуховой
памяти самостоятельно
Выполняют упражнения
на развитие слуховой
памяти самостоятельно
Выполняют упражнения
на развитие слуховой
памяти
Выполняют упражнения

прослушивание
музыкальных отрывков

50

51

52
53

Построение комбинаций
из плоскостных или
объемных геометрических
фигур по инструкции
учителя
Определение
расположения предметов
в ближнем и дальнем
пространстве

54
55

56

Моделирование
расположения предметов
в пространстве,
вербализация
пространственных
отношений
Ориентировка на листе
бумаги разного формата
(тетрадный, альбомный,
ватман) и по-разному
расположенного

прослушивание
музыкальные отрывки с
музыкальных отрывков
помощью учителя
Восприятие пространства- 7 часов

на развитие слуховой
памяти

1

Развитие восприятия
пространства

Строят комбинации из
плоскостных или объемных
геометрических фигур по
образцу

1

Тренировочные
упражнения

Строят комбинации из
плоскостных или объемных
геометрических фигур по
образцу

1

Определение расположения
предметов в пространстве

1

Определение расположения
предметов в пространстве

1

Определение расположения
предметов в пространстве

1

Определение расположения
предметов в пространстве

Определяют расположения
предметов в пространстве с
опорой на образец
Определяют расположения
предметов в пространстве с
опорой на образец
Определяют расположение
предметов в пространстве с
помощью учителя
Определяют расположение
предметов в пространстве с
помощью учителя

Строят сложные
комбинации из
плоскостных или
объемных геометрических
фигур самостоятельно
Строят сложные
комбинации из
плоскостных или
объемных геометрических
фигур самостоятельно
Ориентируются в
пространстве
самостоятельно
Ориентируются в
пространстве
самостоятельно
Ориентируются в
пространстве
самостоятельно
Ориентируются в
пространстве
самостоятельно

1

Определение направления
на листе бумаги

Ориентируются на листе
бумаги разного формата по
образцу

Ориентируются на бумаги
по-разному
расположенной
самостоятельно

(горизонтально,
вертикально, под углом)
Восприятие времени - 4 часа
57

Определение времени по
часам

58

59

Последовательность
основных жизненных
событий.
Работа с календарем и
моделью календарного
года

1

Определение времени по
часам

1

Работа с календарем и
моделью календарного года

1

Определяют время по часам с
помощью учителя

Определяют
последовательность
жизненных событий с
помощью учителя
Тренировочные
Определяют
упражнения
последовательность
жизненных событий с
помощью учителя
Определение длительности Определяют временные
временных интервалов
интервалы с опорой на
образец
Развитие мыслительных операций - 4 часа

Ориентируются в
пространстве и во
времени
Работают с календарем и
моделью календарного
года
Работают с календарем и
моделью календарного
года

60

Длительность временных
интервалов

1

61

Дидактические игры
«Парные картинки»,
«Подбери недостающую
картинку»
Игры на исключение
лишнего предмета
(картинки, понятия)
Обучение систематизации
«Что быстрее?», «Кто
старше?», «Кто сильнее?»

1

Называние парных
картинок, недостающие
картинки

Находят парные картинки с
помощью учителя

Выполняют задания на
развитие мышления

1

Называние лишних
предметов

Определяют 4-ый лишний с
помощью учителя

Выполняют задания на
развитие мышления

1

Систематизируют предметы
по образцу

Систематизируют
предметы самостоятельно

Нахождение в серии

1

Обучение
систематизировать «Что
быстрее?», «Кто старше?»,
«Кто сильнее?»
Нахождение в серии

62
63

64

Ориентируются во
временных интервалах
самостоятельно

Выстраивают серии сюжетных Находят серии сюжетных

65

66

сюжетных картинок
сюжетных картинок
картинок с опорой на образец картинок самостоятельно
пропущенного звена
пропущенное звено
Обследование познавательной деятельности и графомоторных навыков - 2 часа
Обследование
1
Выполнение графических
Ориентируются в
Выполняют графические
графомоторных навыков
заданий (зрительные и на
пространственных понятиях,
задания без опоры на
слух)
удерживают и фиксируют
образец
взгляд на пространстве листа
Обследование
1
Выполнение заданий на
Соотносят предметы по
Соотносят предметы по
познавательной
развитие зрительной,
величине из трех
величине из трех
деятельности
слуховой, тактильной
предложенных объектов с
предложенных объектов.
памяти и внимания и
помощью учителя.
Находят знакомые
мыслительных операций
Находят знакомые (основные) (основные) цвета в
цвета в окружающей
окружающей обстановке.
обстановке с опорой на
Узнают звуки живой
образец.
природы.
Узнают звуки живой природы Выполняют описание
с помощью учителя.
предметов, воспринятых
Выполняют описание
тактильно.
предметов, воспринятых
Определяют «четвертый
тактильно, по инструкции
лишний».
учителя.
Определяют
Определяют «четвертый
последовательность
лишний с помощью учителя.
событий
Определяют
последовательность событий с
опорой на образец.
Сравнивают группы
предметов по количеству,
считают, выполняют
арифметические действия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».