Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования Нижегородской области‌‌
‌Управление образования молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа

МОУ Озёрская ОШ

Приложение к ООП ООО,
утвержденной приказом
МОУ Озёрская ОШ от
27.08. 2023 г. № 150 о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 6 класса
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»(далее—ОДНКНР)для6классовобразовательныхорганизацийсоставленавсоответствиис:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общегообразования (ФГОС ООО) (утверждён приказомМинистерства просвещения Российской
Федерацииот31 мая2021 г. №287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным,метапредметным,предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД)
дляосновногообщего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственнымобразовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные ипсихологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования,необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что даннаядисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что
позволяет утверждать, чтоименно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданскойидентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей — важнейшийрезультатобученияОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
частикультурного и исторического наследия народов России— один из ключевых
национальныхприоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и
развитиюроссийскогообщества,формированиюгражданскойидентичностиуподрастающихпоколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указомПрезидента Российской Федерации от 2июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным
российскимдуховно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека,патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокиенравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным,гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение,историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционныероссийские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное имногоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности какключевомориентире духовно-нравственногоразвитияобучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
которыйформируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества,культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей,
присущихейна протяжении всей её истории.
Впроцессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать,расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания ипредставления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом
и настоящем роднойстраны, находить в истории российского общества существенные связи с
традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как
члена семьи, школьногоколлектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на
традиционные духовно-нравственныеценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии
спринципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отборуинформации,соответствиятребованиям возрастнойпедагогики ипсихологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязяхмежду материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий
современногообщества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты
культуры, еёспецифические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственногоразвитиянародовРоссии.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичностиличности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание
себя какгражданинасвоего Отечества),формирование историческойпамяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом
какмногонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами,общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственнаяидентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической ирелигиознойистории, ккоторой принадлежитобучающийсякакличность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а
неконфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной
ангажированности всодержаниипредмета и его смысловыхакцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает
важностьтерминологическогоединства,необходимостьосвоенияосновныхнаучныхподходовкрассмотр
ениюкультуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов
иформированияпознавательногоинтересакэтнокультурнымирелигиознымфеноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем
исодержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям
исоциальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучныхучебныхпредметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичностиобучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает
осознание важностинаднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России какосновополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип долженбыть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни
народов России, ихкультуре,религии и историческом развитии.
ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ»
Целямиизученияучебногокурсаявляются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучениекультуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессовэтноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирногососуществованиянародов, религий,национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционныхроссийских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности кмногонациональномународу Российской Федерации;
— формированиеисохранениеуважениякценностямиубеждениямпредставителейразных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
другихкультури мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного,историческогои цивилизационного развитиястраны.
Целикурсаопределяютследующиезадачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
дляформированиягражданской идентичностиобучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
какосновополагающихэлементахдуховнойкультурысовременногообщества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
нормдля достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущемуотцовствуи материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовностивести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании исохранениисобственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний
ипредставлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства,музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
черезразвитиенавыковобоснованныхнравственныхсуждений,оценокивыводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному
икультурномунаследиюнародовРоссии;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных
наприоритететрадиционныхроссийских духовно-нравственныхценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
ролиличности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданскойидентичностидляпроцветанияобщества вцелом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительныйвкладвдостижениеглавныхцелей основногообщегообразования,способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовныхтрадициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении
основрелигиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
другихпредметовначальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роливразвитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных
ирелигиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с
нравственнымиидеалами,наосознаниесвоих обязанностейпередобществоми государством;
— воспитаниюпатриотизма;уважениякистории,языку,культурнымирелигиознымтрадициям

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры,умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты,способствующиевзаимному обогащениюкультур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности
ксотрудничеству,взаимодействиюнаосновепоискаобщихкультурныхстратегийиидеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся
впреобладанииэтических,интеллектуальных,альтруистическихмотивовнадпотребительскимииэг
оистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющихсветскостьи духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и
познанию,осознанномувыборуценностныхориентаций,способствующихразвитиюобществавцело
м;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействияс социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в
анализе и изучениисоциально-культурных явлений в истории и культуре России и современном
обществе, даватьнравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственныхценностейвсоциальных икультурноисторическихпроцессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании
иструктурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельнойпознавательнойдеятельности.
МЕСТОУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ» ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Учебныйкурс"ОсновыдуховнонравственнойкультурынародовРоссии"изучаетсяв6классенеменееодного часавнеделе, общийобъем
составляет34часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА
Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность»
Тема1.Миркультуры:егоструктура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры
исоциальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресскакодин изисточниковформированиясоциального облика общества.
Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе
смногообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко
всемкультурамнародовРоссии.
Тема3.Историябытакакисториякультуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разныеисторическиепериоды.Многообразиекультурныхукладовкакрезультатисторическогоразвитиян
ародовРоссии.
Тема4.Прогресс:техническийисоциальный.
Производительностьтруда.Разделениетруда.Обслуживающийипроизводящийтруд.Домашнийтрудие
гомеханизация.Чтотакоетехнологииикаконивлияютнакультуруиценностиобщества?
Тема5.ОбразованиевкультуренародовРоссии.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальнаяобусловленность различных видов образования. Важность образования для
современного
мира.Образованиекактрансляциякультурныхсмыслов,какспособпередачиценностей.
Тема6.Праваиобязанностичеловека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека
игражданина,обозначенные вКонституции Российской Федерации.
Тема7.Обществоирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционныерелигиикакисточникдуховно-нравственных ценностей.
Тема8.Современныймир:самоеважное(практическоезанятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества
сточкизренияматериальной идуховной культуры народовРоссии.
Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре»
Тема9.Какимдолженбытьчеловек?Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах.Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства
икачествачеловека,егообразвкультуренародовРоссии,единствочеловеческихкачеств.Единстводуховно
йжизни.
Тема10.ВзрослениечеловекавкультуренародовРоссии.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблемаодиночества.Необходимостьразвитиявовзаимодействиисдругимилюдьми.Самостоятельность
какценность.
Тема11.Религиякакисточникнравственности.
Религиякакисточникнравственностиигуманистическогомышления.Нравственныйидеалчеловек
автрадиционныхрелигиях.Современноеобществоирелигиозныйидеалчеловека.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом.
Гуманитарноезнаниеиегоособенности.Культуракаксамопознание.Этика.Эстетика.Правов

контекстедуховно-нравственныхценностей.
Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным.
Почемунравственностьважна?
Тема14.Самопознание(практическоезанятие).
Автобиографияиавтопортрет:ктояичтоялюблю.Какустроенамояжизнь.Выполнениепроекта.
Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества»
Тема15.Трудделаетчеловекачеловеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство.Трудолюбие,подвигтруда,ответственность.Общественнаяоценкатруда.
Тема16.Подвиг:какузнатьгероя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное
время.Милосердие,взаимопомощь.
Тема17.Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы
Этикапредпринимательства.Социальнаяпомощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственногосамосознания.
Бедность.Инвалидность.Асоциальнаясемья.Сиротство.Отражениеэтихявленийвкультуреобщества.
Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений.
Милосердие.Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность.Волонтёрство.Общественные
блага.
Тема20.ГуманизмкаксущностнаяхарактеристикадуховнонравственнойкультурынародовРоссии.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма
висторико-культурномнаследии народовРоссии.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
обликаобщества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственныекачества,необходимые представителямэтихпрофессий.
Тема22.Выдающиесяблаготворителивистории.Благотворительностькакнравственныйдолг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства
длядуховно-нравственногоразвитияличностисамогомецената иобществавцелом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогрессаобщества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие
страны.Важностьморалии нравственностивнауке,вдеятельностиучёных.
Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие).
Трудкаксамореализация,каквкладвобщество.Рассказосвоейбудущейпрофессии.
Тематическийблок4.«Родинаипатриотизм»
Тема25.Гражданин.
Родинаигражданство,ихвзаимосвязь.Чтоделаетчеловекагражданином.Нравственныекачестваграждани
на.
Тема26.Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность
патриотизма.Тема27. Защита Родины:подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные
подвиги.Честь.Доблесть.
Тема28.Государство.Россия—нашародина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое
закон.Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российскаягражданскаяидентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое
занятие).Какими качествами должен обладать человек как
гражданин.Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезаняти
е).
Портретшколыиликлассачерездобрыедела.
Тема31.Человек:какойон?(практическоезанятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека.Тема32. Человеки культура (проект).
Итоговыйпроект:«Чтозначитбытьчеловеком?».

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установоки ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основуобразовательнойпрограммы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательнойдеятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданскойидентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностномусамоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации кцеленаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней
позицииличностикакособогоценностногоотношенияксебе,окружающимлюдямижизнивцелом.
1. Патриотическоевоспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российскойгражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящемумногонационального народа России через представления об исторической роли
культур народовРоссии, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российскойгосударственности.
2. Гражданскоевоспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своегонарода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание
основныхнорм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительномпотребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических итрадиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитанияспособности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитаниеверотерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или
ихотсутствию.
3. Ценностипознавательнойдеятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развитиянауки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовноемногообразиесовременного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности
испособности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
ипознанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственномусамосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиознымчувствам,взглядам людей или ихотсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другомучеловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории,культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и
народов мира;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах исообществах,включаявзрослыеи социальныесообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем
наосновеличностноговыбора,нравственныхчувствинравственногоповедения,осознанногои

ответственногоотношенияксобственнымпоступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни;уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали,нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность
наихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточительномпотреблении.
Метапредметныерезультаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметныхпонятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные
учебные действия(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной,познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию иосуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом исверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладениенавыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различныхформатах,втом числецифровых,с учётомназначенияинформации иеё аудитории.
1. Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Познавательныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,устанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,дедуктивное,
поаналогии)иделатьвыводы(логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
длярешенияучебныхипознавательныхзадач(знаково-символические/моделирование);
— смысловоечтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
другихпоисковыхсистем.
2. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументироватьиотстаиватьсвоё мнение(учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своейдеятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью(коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействиявключают:

— умениесамостоятельноопределятьцелиобучения,ставитьиформулироватьдлясебяновыезадач
ивучёбеипознавательнойдеятельности,развиватьмотивыиинтересысвоей

познавательнойдеятельности(целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач(планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
сизменяющейсяситуацией(контрольи коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
еёрешения(оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция)деятельности.
Предметныерезультаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способовдействий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного типамышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию иприменениювразличных учебныхситуациях,втомчисле присозданиипроектов.
Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность»
Тема1.Миркультуры:егоструктура
— Знатьиуметьобъяснитьструктурукультурыкаксоциальногоявления;
— пониматьспецификусоциальныхявлений,ихключевыеотличияотприродныхявлений;
— уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и
социальнойструктуройобщества,ихвзаимосвязьсдуховнонравственнымсостояниемобщества;
— пониматьзависимостьсоциальныхпроцессовоткультурноисторическихпроцессов;
— уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами
развитиясоциума.
Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов
— Характеризоватьадминистративно-территориальноеделениеРоссии;
— знатьколичестворегионов,различатьсубъектыифедеральныеокруга,уметьпоказатьихнаадмин
истративнойкарте России;
— понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
полиэтничномгосударстве,важностьсохраненияисторическойпамятиотдельныхэтносов;
— объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежностиктому или иному народу;
— пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФедерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия
вРоссии;

— характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и
богатствонашеймногонациональной Родины.
Тема3.Историябытакакисториякультуры
— Пониматьсмыслпонятия«домашнеехозяйство»ихарактеризоватьеготипы;
— понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и
особенностямиисторическогопериода;
— находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их
локализациивконкретныхклиматических,географическихикультурно-историческихусловиях.
Тема4.Прогресс:техническийисоциальный
— Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их
рольизначение вистории и современномобществе;
— осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного
идобросовестноготрудадлясозданиясоциальноиэкономическиблагоприятнойсреды;
— демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовнонравственнойважности;
— понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями
социальныхвзаимосвязейвобществе;
— осознаватьиобосновыватьвлияниетехнологийнакультуруиценностиобщества.
Тема5.ОбразованиевкультуренародовРоссии
— Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах
егоразвития;
— пониматьиобосновыватьрольценностейвобществе,ихзависимостьотпроцессапознания;
— понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных
общественныхпроцессах;
— обосновыватьважностьобразованиявсовременноммиреиценностьзнания;
— характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственныхориентировчеловека.
Тема6.Праваиобязанностичеловека
— Знатьтермины«правачеловека»,«естественныеправачеловека»,«правоваякультура»:
— характеризоватьисториюформированиякомплексапонятий,связанныхсправами;
— пониматьиобосновыватьважностьправчеловекакакпривилегиииобязанностичеловека;
— пониматьнеобходимостьсоблюденияправчеловека;
— понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами
иобязанностямичеловека вобществе;
— приводитьпримерыформированияправовойкультурыизисториинародовРоссии.

Тема7.Обществоирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие
— Знатьипониматьсмыслтерминов«религия»,«конфессия»,«атеизм»,«свободомыслие»;
— характеризоватьосновныекультурообразующиеконфессии;
— знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе
общественногоразвития;
— пониматьиобосновыватьрольрелигийкакисточникакультурногоразвитияобщества.
Тема8.Современныймир:самоеважное(практическоезанятие)
— Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственныеориентиры;
— понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества
вцеломдлясохранениясоциально-экономического благополучия;
— называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь
доказыватьтеоретическиеположения,выдвинутыеранеенапримерахизисторииикультурыР
оссии.
Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре»
Тема9.Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека
— Объяснять,какпроявляетсяморальинравственностьчерезописаниеличныхкачествчело
века;
— осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными
инравственнымиценностями;
— пониматьразличиямеждуэтикойиэтикетомиихвзаимосвязь;
— обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения
кправамчеловека, егоместу и роливобщественныхпроцессах;
— характеризоватьвзаимосвязьтакихпонятийкак«свобода»,«ответственность»,«право»и
«долг»;
— понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет
передидеологиейиндивидуализма;
— приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве
современнойРоссии.
Тема10.ВзрослениечеловекавкультуренародовРоссии
— Пониматьразличиемеждупроцессамиантропогенезаиантропосоциогенеза;
— характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также
потребностичеловекадлягармоничногоразвитияисуществованиянакаждомизэтапов;
— обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать
негативныеэффектысоциальной изоляции;
— знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в
развитииличности,во взаимодействии с другимилюдьми.
Тема11.Религиякакисточникнравственности

— Характеризоватьнравственныйпотенциалрелигии;
— знатьиуметьизлагатьнравственныепринципыгосударствообразующихконфессийРоссии;
— знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующихрелигияхсовременной России;
— уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей
длясовременногообщества.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловеке
— Пониматьихарактеризоватьсмыслпонятия«гуманитарноезнание»;
— определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль
всовременнойкультуре;
— характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как
еговнутреннююсамоактуализацию;
— осознаватьидоказыватьвзаимосвязьразличныхобластейгуманитарногознания.
Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры
— Характеризоватьмногосторонностьпонятия«этика»;
— пониматьособенностиэтикикакнауки;
— объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре
народовРоссиии соотноситьих с личным опытом;
— обосновывать важность и необходимость нравственности для социального
благополучияобществаи личности.
Тема14.Самопознание(практическоезанятие)
— Характеризоватьпонятия«самопознание»,«автобиография»,«автопортрет»,«рефлексия»;
— уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием
ирефлексиейна доступном дляобучающихсяуровне;
— доказыватьиобосновыватьсвоинравственныеубеждения.
Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества»
Тема15.Трудделаетчеловекачеловеком
— Характеризоватьважностьтрудаиегорольвсовременномобществе;
— соотноситьпонятия«добросовестныйтруд»и«экономическоеблагополучие»;
— объяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»;пониматьважностьиуметьобосноватьнеоб
ходимостьих преодолениядлясамого себя;
— оцениватьобщественныепроцессывобластиобщественнойоценкитруда;
— осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов,
социальнойответственностиза свой труд;
— объяснятьважностьтрудаиегоэкономическойстоимости;

— знатьиобъяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»,соднойстороны,и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также
«общественнаяоценкатруда».
Тема16.Подвиг:какузнатьгероя?
— Характеризоватьпонятия«подвиг»,«героизм»,«самопожертвование»;
— пониматьотличияподвиганавойнеивмирноевремя;
— уметьдоказыватьважностьгероическихпримеровдляжизниобщества;
— знатьиназыватьгероевсовременногообществаиисторическихличностей;
— обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость
дляобществаи понимание последствий.
Тема17.Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние
— Характеризоватьпонятие«социальныеотношения»;
— понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к
егонравственномуи духовному развитию;
— осознаватьрольмалыхибольшихсоциальныхгруппвнравственномсостоянииличности;
— обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и
приводитьпримерыизистории, культуры и литературы;
— обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи,
втомчисле благотворительности;
— пониматьихарактеризоватьпонятие«этикапредпринимательства»всоциальномаспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственногосамосознания
— Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества»
какмногостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственныхидеалови ценностей;
— приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»;
знатьиуметьобосновыватьпутипреодоленияихпоследствийнадоступномдляпониманияуровне;
— обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а
такженеобходимостьпомощивпреодолении этихсостоянийсо стороныобщества.
Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений
— Характеризоватьпонятия«благотворительность»,«меценатство»,«милосердие»,
«волонтерство»,«социальныйпроект»,«гражданскаяисоциальнаяответственность»,
«общественныеблага»,«коллективизм»вихвзаимосвязи;
— анализироватьивыявлятьобщиечертытрадицийблаготворительности,милосердия,доб
ровольнойпомощи,взаимовыручкиупредставителейразныхэтносовирелигий;
— уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских
исоциальныхпроектах врегионе своегопроживания.

Тема20.Гуманизмкаксущностнаяхарактеристикадуховно-нравственнойкультурынародовРоссии
— Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных
ценностейроссийскогонарода;
— находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии
народовРоссии;
— знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной
личности,государственнойполитики, взаимоотношенийвобществе;
— находитьиобъяснятьгуманистическиепроявлениявсовременнойкультуре.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
обликаобщества
— Характеризоватьпонятия«социальныепрофессии»,«помогающиепрофессии»;
— иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителямсоциальныхпрофессий;
— осознаватьиобосновыватьответственностьличностипривыборесоциальныхпрофессий;
— приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие
даннуюточкузрения.
Тема22.Выдающиесяблаготворителивистории.Благотворительностькакнравственныйдолг
— Характеризоватьпонятие«благотворительность»иегоэволюциювисторииРоссии;
— доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и
длядуховно-нравственногоразвитияличностисамого мецената;
— характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в
жизниобщества;
— приводитьпримерывыдающихсяблаготворителейвисторииисовременнойРоссии;
— понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской
деятельности,аргументированнообъяснятьеё важность.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогрессаобщества
— Характеризоватьпонятие«наука»;
— уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном
обществе,прослеживатьеёсвязьснаучно-техническимисоциальнымпрогрессом;
— называтьименавыдающихсяучёныхРоссии;
— обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования
научногознания;
— характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны
игосударства;
— обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в
доказательствоэтихпонятий.

Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие)
— Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в
определённойпрофессии;
— обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в
общество;называтьдуховно-нравственныекачествачеловека,необходимыевэтомвидетруда.
Тематическийблок4.«Родинаипатриотизм»
Тема25.Гражданин
— Характеризоватьпонятия«Родина»и«гражданство»,объяснятьихвзаимосвязь;
— понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданскогосамосознания;
— пониматьиуметьобосновыватьнравственныекачествагражданина.
Тема26.Патриотизм
— Характеризоватьпонятие«патриотизм»;
— приводитьпримерыпатриотизмависторииисовременномобществе;
— различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на
ценноститолерантности,уважениякдругимнародам, ихисториии культуре;
— уметьобосновыватьважностьпатриотизма.
Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг?
— Характеризоватьпонятия«война»и«мир»;
— доказыватьважностьсохранениямираисогласия;
— обосновыватьрользащитыОтечества,еёважностьдлягражданина;
— пониматьособенностизащитычестиОтечествавспорте,науке,культуре;
— характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их
важность,приводитьпримеры их проявлений.
Тема28.Государство.Россия—нашародина
— Характеризоватьпонятие«государство»;
— уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой
наисторическиефакты и духовно-нравственныеценности;
— характеризоватьпонятие«закон»каксущественнуючастьгражданскойидентичностичел
овека;
— характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие
снеобходимыминравственными качествамичеловека.
Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие)
— Охарактеризоватьсвоюгражданскуюидентичность,еёсоставляющие:этническую,рел
игиозную,гендернуюидентичности;

— обосновыватьважностьдуховно-нравственныхкачествгражданина,указыватьихисточники.
Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезанятие)
— Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий,
ихнравственногохарактера;
— находитьпримерыдобрыхделвреальностииуметьадаптироватьихкпотребностямкласса.
Тема31.Человек:какойон?(практическоезанятие)
— Характеризоватьпонятие«человек»какдуховно-нравственныйидеал;
— приводитьпримерыдуховно-нравственногоидеалавкультуре;
— формулироватьсвойидеалчеловекаинравственныекачества,которыеемуприсущи.
Тема32.Человекикультура(проект)
— Характеризоватьгранивзаимодействиячеловекаикультуры;
— уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ
человека,создаваемыйпроизведениями культуры;
— показатьвзаимосвязьчеловекаикультурычерезихвзаимовлияние;
— характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические
икультурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с
отрицательнойстороны.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Количествочасов
всего

контрольны
еработы

практически
еработы

Дат
аизучени
я

Видыдеятельности

Виды,
форм
ыконтроля

Электронные
(цифровые)образовательн
ыересурсы

Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность»
1.1.

Миркультуры:егоструктура

1

0

0

пониматьспецифик
усоциальныхявлений,ихотличияотмираприроды;
уметьобъяснятьвзаимосвяз
ьматериальнойкультурысдуховнонравственнымсостояниемобщества;
слушатьобъяснени
яучителя,работатьсучебником,анализироватьпроблемныесит
уации;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

1.2.

КультураРоссии:многообразиерегионов

1

0

0

пониматьиобъяснятьважност
ьсохраненияисторическойпамяти разных народов,
культурных традиций разныхрегионовРоссии;
характеризоват
ьдуховнуюкультурународовРоссиикакобщеедостояниенаше
йРодины;
работатьскартойрегионов,разграничиватьпонятияпотеме,слу
шатьобъясненияучителя;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

1.3.

Историябытакакисториякультуры

1

0

0

понимать и объяснять взаимосвязь
хозяйственно
йдеятельности,быталюдейсисториейнарода,климатом,геогра
фическимиусловиямиегожизни;
работать с учебником, а также научнопопулярно
йлитературой;просматриватьианализироватьучебныефильмы
;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

1.4.

Прогресс:техническийисоциальный

1

0

0

понимать и объяснять, что такое труд, разделение
труда,какова роль труда в истории и современном
обществе;работать с учебником, научно-популярной
литературой;решать проблемные задачи, анализировать и
разграничиватьпонятий;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

1.5.

ОбразованиевкультуренародовРоссии

1

0

0

пониматьиобъяснят
ьважностьобразованиявсовременноммиреиценностьзнаний;
понимать, что образование— важная часть
процессаформирования духовно-нравственных ориентиров
человека;слушать объяснения учителя, рефлексировать
собственныйопыт,разграничиватьпонятия;

Самооценка
с
использованием
«Оценочноголиста»;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

1.6.

Праваиобязанностичеловека

1

0

1

пониматьиобъяснять,вчёмзаключаетсясмыслпонятий
«правачеловека»,правоваякультура»идр.;
пониматьнеобходимост
ьсоблюденияправиобязанностейчеловека;
слушать и анализировать выступления
одноклассников,работатьстекстомучебникаисисточник
ами;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

1.7.

Общество и религия: духовнонравственноевзаимодействие

1

1

0

пониматьиобъяснятьсмыслпонятий«религия»,«атеизм»идр.;
знатьназваниятрадиционны
хрелигийРоссии,уметьобъяснятьихрольвисторииина
современномэтаперазвитияобщества;
слушатьобъясненияучителя,решатьтекстовыезадачи;

Контрольнаяработа;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

1.8.

Современны
ймир:самоеважное(практическо
езанятие)

1

0

1

понимать, в чём заключаются основные духовнонравственные ориентиры современного
общества
;подготовитьпроект(илидоклад,сообщение);работатьсна
учно-популярной литературой, разграничивать
исистематизироватьпонятия;

Практическаяработа;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре»
2.1.

Какимдолженбытьчеловек?Духовнонравственныйобликиидеалчеловека

1

0

0

пониматьиобъяснятьвзаимосвязьтакихпонятий,как
«свобода»,ответственность,правоидолг;
слушатьобъяснени
яучителя,работатьсучебником,анализироватьпроблемныесит
уации;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

2.2.

Взрослени
ечеловекавкультуренародовРоссии

1

0

0

объяснятьважностьвзаимодействи
ячеловекаиобщества,негативныеэффектысоциальнойизоляц
ии;
слушатьобъясненияучителя
,решатьпроблемныезадачи,анализировать информацию из
нескольких источников,анализироватьсобственныйопыт;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

2.3.

Религиякакисточникнравственности

1

0

0

понимать,какойнравственны
йпотенциалнесуттрадиционныерелигииРоссии;
слушатьобъяснени
яучителя,работатьсучебником,просматриватьучебныефильм
ыпотеме;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

2.4.

Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловече 1
ском

0

0

пониматьиобъяснят
ьсмыслпонятия«гуманитарноезнание»;осознавать,чт
окультурапомогаетчеловекупониматьсамогосебя;
слушатьобъясненияучителя,работатьсучебником,сдо
полнительнойнаучно-популярнойлитературой;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

2.5.

Этикаинравственност
ькаккатегориидуховнойкультуры

1

0

0

решатьпроблемны
Самооценка
езадачи,работатьсучебником,рефлексироватьсобственныйопы с
т;
использованием
«Оценочноголиста»;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

2.6.

Самопознание(практическоезанятие)

1

0

0

уметьсоотноситьпоняти
я«мораль»,«нравственность»ссамопознаниемнадоступномдл
явозрастадетейуровне;формировать представления о самом
себе; воспитыватьнавыки само- презентации, рефлексии;
слушать ианализироватьдокладыодноклассников;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

1

0

0

осознаватьважностьтрудаобъяснятьегорольвсовременномобщ Устныйопрос;
естве;
пониматьиосознават
ьтрудолюбиекакответственностьпередлюдьмиисамимсобой;
слушатьобъясненияучителя
,решатьпроблемныезадачи,анализироватьтекстыучебника;

Практическаяработа;

Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества»
3.1.

Трудделаетчеловекачеловеком

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

3.2.

Подвиг:какузнатьгероя?

1

0

1

пониматьиобъяснятьотличиеподвиганавойнеивмирноевремя
;
знатьиназыватьименагероев;
слушатьобъясненияучителя
,решатьпроблемныезадачи,анализироватьтекстыучебника;

проект;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

3.3.

Люди в обществе: духовнонравственноевзаимовлияние

1

0

0

пониматьиобъяснятьпонятия«дружба»,«предательство»,
«честь», «коллективизм»,
«благотворительность»
;слушатьобъясненияучителя,решатьпроблемныезадачи,ан
ализироватьтекстыучебника;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

3.4.

Проблемы современного общества
какотражение
его
духовнонравственногосамосознания

1

0

0

пониматьиобъяснятьпонятия«бедность»,«инвалидность»,
«сиротство»;
предлагать пути преодоления проблем
современногообщества на доступном для понимания детей
уровне
;слушатьобъясненияучителя,решатьпроблемныезадачи,анали
зироватьтекстыучебника;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

3.5.

Духовно-нравственные
ориентирысоциальныхотношений

1

0

0

пониматьиобъяснятьпонятия«милосердие»,
«взаимопомощь», «благотворительность»,
«волонтёрство»;выявлять общие черты традиций
милосердия, взаимнойпомощи, благотворительности у
представителей разныхнародов;
слушатьобъясненияучителя
,решатьпроблемныезадачи,анализироватьтекстыучебника;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

3.6.

Гуманизмкаксущностна
яхарактеристикадуховнокультуры народовРоссии

1

0

0

понимать и характеризовать понятие «гуманизм»
какисточник духовно-нравственных ценностей народов
России
;осознаватьважностьгуманизмадляформированияличности,по
строениявзаимоотношенийвобществе;
слушатьобъясненияучителя,работатьснаучнопопулярнойлитературой;

Самооценка
с
использованием
«Оценочноголиста»;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

нравственной

3.7.

Социальные профессии; их важность
длясохранения духовно-нравственного
обликаобщества

1

0

1

пониматьиобъяснять,чтотакоесоциальныепрофессииипоч
ему выбирать их нужно особенно
ответственно;работатьснаучнопопулярнойлитературой,готовить
рефераты,слушатьианализироватьдокладыодноклассников;

Проект;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

3.8.

Выдающиеся благотворители в
истории
.Благотворительностькакнравственныйдолг

1

0

1

приводитьпримерывыдающихс
яблаготворителейвисторииивсовременнойРоссии;
работать с научно-популярной литературой,
анализироватьнесколькоисточников,разграничиватьпонят
ия;

Практическаяработа;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

3.9.

Выдающиес
яучёныеРоссии.Наукакакисточник
социального и
духовногопрогрессаобщества

1

1

0

пониматьиобъяснять,чтотакоенаука;приводитьименавыдаю
щихсяучёныхРоссии;
работать с научно-популярной литературой,
анализироватьнесколькоисточников,разграничиватьпонят
ия;

Контрольнаяработа;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

3.10.

Мояпрофессия(практическоезанятие)

1

0

1

обосновывать, какие духовно-нравственные качества
нужныдлявыбраннойпрофессии;
работать с научно-популярной литературой,
анализироватьнесколькоисточников,разграничиватьпонят
ия;

Практическаяработа;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

Тематическийблок4.«Родинаипатриотизм»

4.1.

Гражданин

1

0

0

характеризовать понятия «Родина», «гражданство»;
пониматьдуховно-нравственныйсмыслпатриотизма;
слушатьобъясненияучителя,работатьстекстомучебника;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

4.2.

Патриотизм

1

0

0

приводитьпримерыпатриотизмависторииивсовременномобщ
естве;
слушатьобъяснени
яучителя,работатьсучебником,рефлексироватьсобственныйо
пыт;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

4.3.

ЗащитаРодины:подвигилидолг?

1

0

0

характеризовать важность сохранения мира и
Сочинение;
согласия;приводить примеры военных подвигов;
пониматьособенностизащитычестиРодинывспорте,науке,куль
туре;слушатьобъясненияучителя,работатьсучебником,смотре
тьианализироватьучебныефильмы;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

4.4.

Государство.Россия—нашародина

1

0

0

объяснятьпонятие«государство»;
уметь выделять и характеризовать основные
особенностиРоссийскогогосударствасопоройнадуховнонравственныеценности;
слушатьобъясненияучителя,работатьстекстомучебника,сдоп
олнительнойнаучно-популярнойлитературой;

Устныйопрос;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

4.5.

Гражданская идентичность
(практическоезанятие)

1

0

1

обосновать важность духовно-нравственных
качествгражданина;
работатьсисточниками
,определятьпонятия,подготовитьпрактическуюработу;

Практическаяработа;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

4.6.

Мояшколаимо
йкласс(практическоезанятие)

2

0

1

характеризоват
ьпонятие«доброедело»вконтекстеоценкисобственныхдейств
ий,ихнравственногоначала;
работатьсисточниками
,определятьпонятия,подготовитьпрактическуюработу;

Практическаяработа;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

4.7.

Человек:какойон?(практическоезанятие)

1

0

1

сформулироватьсво
йидеалчеловека,назватькачества,емуприсущие;
работатьсисточниками
,определятьпонятия,подготовитьпрактическуюработу;

Практическаяработа;

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

4.8.

Человекикультура(проект)

2

1

0

показатьвзаимосвязьчеловекаикультурычерезихвзаимноевли Проект;
яние;
характеризоватьобра
зчеловекавысокойдуховнойкультуры,создаваемыйвпроизведе
нияхискусства;
работать с источниками, систематизировать
понятия,подготовитьпроект;

34

3

9

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВ
ОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

http://sofia.ortox.ru/podbormaterialov-orkse-i-odnknhttps://
lavka.foma.ru/collection/all?
order=price&..

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 6
класс.Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение»;
Введитесвойвариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
1. СайтОбщественнойпалаты-http://www.oprf.ru
2.СайтУполномоченногопоправамчеловекавРоссийскойФедерации-http://www.ombudsman.gov.ru
3. Основырелигиозныхкультурисветскойэтики-http://orkce.apkpro.ru
4. СайтМинистерстваобразованияинаукиРФ-http://www.mon.gov.ru
5. СайтРособразования-http://www.ed.gov.ru
6. Федеральныйпортал«Российскоеобразование»-http://www.edu.ru
7. Российскийобразовательныйпорталhttp://www.school.edu.ru
8. ОфициальныйсайтМосковскойПатриархииРусскойПравославнойЦеркви-www.patriarchia.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
Мультимедийныйпроектор,
многофункциональное устройство (принтер-копирсканер),фронтальныеколонки двухполосные,
сетевой
фильтр,интерактивное
оборудованиекомпьютерное
оборудованиеНоутбукучител
я


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».