Рабочая программа по родному языку (русскому) 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования Нижегородской области‌‌
‌Управление образования молодежной политики и спорта
администрации
Пильнинского муниципального округа

МОУ Озёрская ОШ

Приложение к ООП ООО,
утвержденной приказом
МОУ Озёрская ОШ от
27.08. 2023 г. № 150 о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Родной (русский) язык»
(для 5 класса)

2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по русскому родному языку 5 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного Стандарта, Примерной рабочей
программы по русскому родному языку для 9 класса авторов О.М. Александрова, Ю.Н.
Гостева, И.Н. Добротина; М.: Просвещение, 2020, учебника «Русский родной язык. 5
класс» для общеобразовательных организаций. Авторы: О.М. Александрова, Ю.Н.
Гостева, И.Н. Добротина. Под редакцией Н.М. Шанского – М.: Просвещение, 2020 г., и
учебного плана МОУ Озёрская ОШ на 2023-2024 учебный год.
Планируемые результаты освоения предмета «Родной (русский) язык»:
Планируемые результаты освоения учебного курса подразделяются на
личностные, метапредметные и предметные:
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств для представления информации.
2

4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
11. Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности .
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.
Умение
работать
в
материальной
и
информационной
среде.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и
письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного
уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков
препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением
проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование
умения использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре
русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике),
3

морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.
Раздел

Выпускник научится:

Выпускник получит
возможность научиться:

Язык
культура

и  взаимодействовать
с  систематизировать
научные
окружающими
людьми
в
знания о родном языке;
ситуациях
формального
и
осознавать взаимосвязь его
неформального межличностного
уровней и единиц; освоение
и межкультурного общения;
базовых понятий лингвистики,
понимать определяющую роль
основных
единиц
и
языка
в
развитии
грамматических
категорий
интеллектуальных и творческих
родного языка; использовать
способностей
личности
в
активный и потенциальный
процессе
образования
и
словарный запас, использовать
самообразования; использовать
в
речи
грамматические
коммуникативно-эстетические
средства
для
свободного
возможности родного языка;
выражения мыслей и чувств на
родном
языке
адекватно
ситуации и стилю общения;
ответственности за языковую
культуру
как
общечеловеческую ценность.

Культура
речи

 проводить
различные
виды  аргументировать свое мнение и
анализа слова (фонетического,
оформлять его словесно в
морфемного,
устных
и
письменных
словообразовательного,
высказываниях разных жанров,
лексического,
создавать
развернутые
морфологического),
высказывания аналитического
синтаксического
анализа
и
интерпретирующего
словосочетания и предложения,
характера,
участвовать
в
а также многоаспектного анализа
обсуждении
прочитанного,
текста; использовать в речевой
сознательно планировать свое
практике при создании устных и
досуговое чтение;
письменных
высказываний
стилистические ресурсы лексики
и фразеологии родного языка,
основные нормы родного языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные),
нормы
речевого этикета и стремиться к
речевому
самосовершенствованию
4

Речь. Речевая  осознавать значимость чтения и  понимать
литературные
деятельность.
изучения родной литературы для
художественные произведения,
Текст
своего дальнейшего развития;
отражающие
разные
испытывать
потребность
в
этнокультурные
традиции;
систематическом чтении как
овладеть
процедурами
средстве познания мира и себя в
смыслового и эстетического
этом
мире,
гармонизации
анализа текста на основе
отношений человека и общества,
понимания
принципиальных
многоаспектного диалога;
отличий
литературного
 воспринимать
родную
художественного текста от
литературу
как
одну
из
научного,
делового,
основных
национальнопублицистического и т.п.,
культурных ценностей народа,
уметь
воспринимать,
как особого способа познания
анализировать,
критически
жизни;
осознавать
оценивать и интерпретировать
коммуникативно-эстетические
прочитанное,
осознавать
возможности родного языка на
художественную
картину
основе изучения выдающихся
жизни,
отраженную
в
произведений культуры своего
литературном произведении,
народа, российской и мировой
на
уровне
не
только
культуры.
эмоционального восприятия,
но
и
интеллектуального
осмысления.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык.
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
Раздел 1. Язык и культура
Раздел 2. Культура речи. Речевой этикет
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
5 КЛАСС (34 часа)
Раздел 1. Язык и культура (10 ч).
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский
язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.),
народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
5

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого
бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с
поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной
культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях
(фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с
языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная
специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик).
Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.
Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и словасимволы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь
определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и
т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских,
но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости
– в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и
имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи (10 час).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки —
рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической
нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и
под.).
Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь –
микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
6

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в
современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный,
общеупотребительный‚
разговорный
и
просторечный)
употребления
имён
существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино –
кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт —
ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий,
беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе,
колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащпалатка, диван-кровать, музей-квартира);род имен собственных (географических
названий);род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён
существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а
(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы
(туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта)
– кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные);
соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора,
тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы
обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений
собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по
профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч)
Язык и речь.
Виды речевой деятельности Язык и речь. Точность и логичность речи.
Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон,
тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи.
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы
описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи
предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности
языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с
уменьшительными суффиксами и т.д.).

7

Тематическое планирование по предмету Родной язык (русский)»
5 класс
Тема

Язык и культура

Количество
часов

10 ч

Количество
тестов и
контрольных
работ

Развитие
речи

Планируемые
образовательные результаты

1ч

1ч

Личностные: готовность к
выполнению норм и
требований школьной
жизни, прав и обязанностей
ученика.
Общеучебные:
осуществляет поиск и
выделяет необходимую
информацию.
Коммуникативные:
устанавливать рабочие
отношения, формировать
навыки работы в группе.
Регулятивные: формировать
ситуацию саморегуляции
эмоциональных и
функциональных состояний.
Предметные: научиться
применять алгоритмы при
составлении устных
рассказов на заданную тему
в соответствии с целями и
ситуацией общения.

Культура речи

10 ч

1ч

1ч

Личностные:формирование
устойчивой мотивации к
самостоятельной и
коллективной,
аналитической
исследовательской
деятельности.
Общеучебные:
структуризирует знания.
Коммуникативные:
управлять поведением
партнера.
Регулятивные:
проектировать маршрут
преодоления затруднений в
обучении через включение в
новые виды деятельности и
8

формы сотрудничества.
Предметные: научиться
использовать алгоритм
написания сочинения.
Текст

14 ч

1ч

1ч

Личностные:
формирование устойчивой
мотивации к изучению и
закреплению нового.
Общеучебные:
структуризирует знания.
Коммуникативные:
формировать навыки работы
в группе.
Регулятивные:
проектировать маршрут
преодоления затруднений в
обучении через включение в
новые виды деятельности и
формы сотрудничества.
Предметные: научиться
использовать алгоритм
написания сочинениярассуждения на
поставленный проблемный
вопрос.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».