05.02.2023
1 сентября 2022 года обучающиеся 1 и 5 классов
российских школ перешли на обновленные Федеральные государственные
образовательные стандарты начального
общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО), и уже
в 2024/2025 учебном году обучающиеся 1-9 классов будут учиться по обновленным
стандартам.
Почему надо было
обновлять ФГОС?
За основу новой версии ФГОС НОО и ООО были взяты
ФГОС 2009-2012 гг.. Как видим, прошло довольно много времени и изменилось
многое: структура управления образованием на федеральном уровне, нормативная
правовая база, приняты концепции преподавания ряда учебных предметов, внесены
существенные поправки в ФЗ «Об образовании в РФ» и др. Кроме того ФГОС
2009-2012 годов были рамочные, не обеспечивали достаточный уровень
функциональной грамотности.
Как отмечается в Методических рекомендациях Минпросвещения РФ,
обновление ФГОС НОО и ООО потребовалось в целях возрождения единого
образовательного пространства России, преемственности содержания
образовательных программ начального общего и основного общего образования,
возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Что изменилось в
обновленных ФГОС?
— изменились формулировки требований к личностным,
метапредметным и предметным образовательным результатам, они
конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования
функциональной грамотности обучающихся; по предметным результатам
они прописаны в двух вариантах: что должен знать ученик, изучающий предмет на
базовом уровне, и что — на углубленном. Акцент делается на применение
знаний на практике;
— изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая
обучающихся с ОВЗ — приведен в соответствие с СанПиН 1.2.3685-21: максимально
допустимая аудиторная нагрузка обучающихся начальных классов за 4
учебных года не может быть более 3345 академических часов (увеличение составило
155 часов);
в основной школе за 5 учебных лет она не может быть более
5848 академических часов (увеличение составило 299 часов);
Как разъяснило Минпросвещение, дополнительные часы могут быть использованы
на углубленное изучение отдельных учебных предметов, в том числе родного языка
и учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
— скорректирован набор учебных предметов в предметных областях,
в том числе учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне;
-при обучении лиц с ОВЗ в начальной школе применяются ФГОС НОО
для обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
— в обновленных ФГОС НОО и ООО учебные предметы «Родной язык»,
«Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература», «Второй
иностранный язык» включены в список обязательных, но теперь каждая
образовательная организация принимает решение об их изучении с учетом своих
возможностей: кадровых, финансовых, материально-технических и с согласия
родителей (законных представителей) обучающихся;
— в основной школе с 5-го по 9-й класс поэтапно с
2023/24 учебного года вводится учебный предмет «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с представленными
модулями;
— даются разъяснения понятия «современная
информационно-образовательная среда»; определено, что доступ к
информационно-образовательной среде школы должен быть у каждого ученика и
родителя (законного представителя) обучающегося в течение всего периода
обучения; при обучении с использованием дистанционных технологий
школа должна обеспечить школьников индивидуальным авторизованным доступом ко
всем ресурсам как на территории школы, так и за ее пределами;
— определены условия деления обучающихся на две и более групп: с
учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, пола,
общественных и профессиональных целей, в том числе на изучение родного языка в
образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается
родной язык, государственный язык республик РФ, иностранный язык, а также
углубленное изучение отдельных предметных областей или учебных предметов;
— установлено, что кабинеты по всем предметным областям должны
быть оснащены наглядными пособиями, картами, учебными макетами и
специальным оборудованием для развития компетенций учеников; в кабинетах
естественно-научного цикла, в том числе физики, химии и биологии, должно
быть специальное лабораторное оборудование для проведения опытов и экспериментальной
работы; допускается создание специально оборудованных кабинетов, которые
интегрируют средства обучения и воспитания по нескольким учебным
предметам;
— изменен порядок обеспечения школьников учебниками и учебными
пособиями: школа обязана выдавать ученикам не менее одного печатного
учебника по предметам: в начальной школе -русский язык, математика, окружающий
мир, литературное чтение, иностранные языки; в основной школе — русский язык,
математика, физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание,
иностранные языки, информатика, и также выдавать каждому обучающемуся не менее
одного учебника и (или) учебного пособия в печатной или электронной форме по
иным предметам и курсам из обязательной и формируемой участниками
образовательных отношений частей учебного плана;
— детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя
и школы; определены связи воспитательного и собственно учебного процесса;
обозначены виды воспитательной деятельности как способа
достижения личностных образовательных результатов;
— предусмотрена возможность для инновационных
площадок самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения
выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым
к уровню основного общего образования. Это же может распространяться на
авторские рабочие программы углубленного уровня по предметам «Математика»,
«Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология», разрабатываемые на основе
примерной основной образовательной программы;
согласно обновленным ФГОС НОО и ООО, если образовательная
организация, разрабатывая основную образовательную программу, предусматривает
использовать при её реализации примерный учебный план и (или) примерный
календарный учебный график, и (или) примерные рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную
основную общеобразовательную программу, то в этом случае такая
учебно-методическая документация не разрабатывается.
Справочно
Функциональная
грамотность –
это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для
решения жизненных задач в различных сферах. Её развивают предметные,
метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует
школа. Функциональная грамотность помогает человеку справляться
с жизненными проблемами и делать верные умозаключения.
Тексты
обновленных ФГОС (вводятся с 1 сентября 2022 г.):
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (скачать)
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования (скачать)
Документы Министерства
просвещения Российской Федерации
·
Приказ от 18.07.2022 №
569 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286" (скачать)
·
Приказ от 18.07.2022 №
568 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287" (скачать)
·
Письмо Минпросвещения
России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 "О направлении методических
рекомендаций" (скачать)
·
Приказ от 31.05.2021 №
287 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования" (скачать)
·
Приказ от 31.05.2021 №
286 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования" (скачать)
Документы министерства
образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
·
Приказ от 29.10.2022 №
316-01-63-2552/21 "Об утверждении плана мероприятий по переходу на
обновленный федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего и обновленный федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
в общеобразовательных организациях Нижегородской области" (скачать)
Документы муниципального уровня