МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа МОУ Озёрская ОШ УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Дубинина Н.И. Приказ №154 о.д. от «27» 08 2024г Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Ручной труд» (для 4 класса) с.Озерки 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................................3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ...............................................................................................................7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ...................................................................................................8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ..............................................................................................12 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи обучения: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; 3 − формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе определяет следующие задачи: − формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; 4 − формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования; − обогащение представлений о процессе труда; − воспитание потребностей и готовности работать в коллективе; − умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения планировать и предвидеть результаты работы); − нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительного отношения к труду взрослых; − физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительнодвигательной координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов; − речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, полноте и последовательности изложения, грамматическому строю; − эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту материала, особенности его фактуры. 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во третьем классе. Особенностью обучения в четвертом классе является расширение спектра видов работы. Программный материал направлен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений о видах труда близких к работе столяра, переплетчика, слесаря, швеи. В четвертом классе формирование первоначальных трудовых умений и навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Для подачи учебного материала необходимо использовать разные методы, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к результатам детской деятельности. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количест Контрольные во часов работы (кол-во) 1 Работа с бумагой 20 - 2 Работа с текстильными материалами 8 - 3 Работа с древесными материалами 2 - 4 Работа с металлом 4 - Итого: 34 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: − знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); − знать виды трудовых работ; − знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; − знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; − знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; − анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; 7 − пользоваться доступными технологическими (и инструкционными) картами; − составлять стандартный план работы по пунктам; − владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; − работать с доступными материалами; − использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину; конструировать из металлоконструктора); − выполнять несложный ремонт одежды. Достаточный уровень: − знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину; − знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; − знать виды художественных ремесел; − находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении трудовых работ; − осознанно подбирать материалы по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам; − отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать материалы; − использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, 8 читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; − оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; − выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков трудового обучения. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных индивидуального и результатов дифференцированного основана на подходов. принципах Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Оценка предметных результатов осуществляется по следующей системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, 9 «3» - удовлетворительно. Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки предметов. Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы. Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их. Оценка «2» - не ставится. 10 IV. № Тема урока Колво часо в ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Работа с бумагой и картоном – 4 часа 1 Свойства, сорта бумаги. Виды работ с бумагой 1 Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Выполнение упражнений в дифференцировании и объединении в группы материалов, инструментов и приспособлений. Подготовка и содержание порядка рабочего места. Соблюдение правил поведения на уроках труда. Рассказывают о бумаге. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления по вопросам учителя. Подготавливают и содержат в порядке рабочее место. Рассказывают о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Соблюдают правила поведения на уроках труда. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления. Работают с учебником и рабочей тетрадью Подготавливают и содержат в порядке рабочее место. Соблюдают правила поведения на уроках труда. Работают с учебником и 11 Работа с учебником и рабочей тетрадью рабочей тетрадью 12 2 3 Геометрическая фигура, раскладка Складывание простых форм из квадрата 1 1 Выполнение различных видов Называют виды работы с работы с бумагой (складывание, бумагой. вырезание, аппликация, Подготавливают рабочее место объемное конструирование). к работе с бумагой. Подготовка рабочего места к Устанавливают общую форму, работе с бумагой. особенности конструкции Разбор изделия: форма, изделия и его особенности конструкции пространственные отношения изделия и его по вопросам учителя. пространственные отношения. Рассказывают о геометрических Соблюдение правила разметки фигурах «квадрат» и бумаги. Складывание из «треугольник» и их признаках. треугольников. Рассказывают правила разметки Овладение сборкой изделия бумаги. способом склеивания деталей Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Складывание из бумаги— оригами. Разбор изделия: форма, Называют виды работы с бумагой. Подготавливают рабочее место к работе с бумагой. Устанавливают общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Рассказывают правила разметки бумаги. Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея Рассказывают о способе складывания из бумаги (оригами). Рассказывают о способе складывания из бумаги (оригами). 13 Фигурка «Рыбка» особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Чтение схем-рисунков по условным обозначениям. Овладение складыванием базовой формы «треугольник» и на его основе — фигурки рыбки Устанавливают общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения по вопросам учителя. Устанавливают общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения. Складывают базовую форму «треугольник» и на его основе — фигурку рыбки под контролем учителя. Складывают базовую форму «треугольник» и на его основе — фигурку рыбки. Рассказывают о Рассказывают о геометрических геометрических фигурах фигурах «квадрат» и «квадрат» и «треугольник» и «треугольник» и их признаках. их признаках. Владеют навыком чтения схемрисунков по условным обозначениям с помощью учителя. Владеют навыком чтения схем-рисунков по условным обозначениям. Работают в соответствии с намеченным планом Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя 4 Игра «Геометрический конструктор» 1 Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Закрепляют представления о миллиметре как о мере длины. Закрепляют представления о миллиметре как о мере длины. Работа с учебником и рабочей тетрадью Находят на линейке нужное количество миллиметров (20, 80) и переводят их в сантиметры под контролем учителя. Находят на линейке нужное количество миллиметров (20, 80) и переводят их в сантиметры. Чертят отрезки заданной длины в миллиметрах с помощью Чертят отрезки заданной Разметка заготовки изделия. Изготовление игры «Геометрический конструктор» 14 по плану в учебнике учителя. длины в миллиметрах. Изготавливают игру «Геометрический конструктор» по плану в учебнике с помощью учителя Изготавливают игру «Геометрический конструктор» по плану в учебнике Работа с текстильными материалами – 3 часа 5 Бумажная схема полотняного переплетения нитей 1 Проверка знаний о ткани. Рассказывают о ткани. Рассказывают о ткани. Упражнение в дифференцировании и объединении в группы материалы, инструменты и приспособления. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления по вопросам учителя. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления. Изучение плотности переплетения нитей в ткани. Изучают плотность переплетения нитей в ткани. Знакомство с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей. Знакомятся с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити уток, продольные нити — основа) и устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Выполнение бумажной схемы переплетения нитей 6 Игрушка «Кукла 1 Проверка знаний о видах Изучают плотность переплетения нитей в ткани. Знакомятся с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити уток, продольные нити — основа) и устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Выполняют бумажную схему переплетения нитей с помощью учителя Выполняют бумажную схему переплетения нитей Рассказывают о видах работы с Рассказывают о видах работы 15 скрутка» работы с тканью, о тканью, о технологических технологических операциях при операциях при работе с тканью. работе с тканью. Владеют приемом скручивания Проведение беседы об ткани под контролем учителя. искусстве изготовления Изготавливают куклу-скрутку тряпичных кукол-скруток. по плану с помощью учителя Выполнение приема скручивания ткани. с тканью, о технологических операциях при работе с тканью. Владеют приемом скручивания ткани. Изготавливают куклу-скрутку по плану, самостоятельно Изготовление куклы-скрутки по плану и самостоятельно 7 Салфетка с аппликацией 1 Знакомство со способами отделки изделий из ткани. Рассказывают о способах отделки изделий из ткани. Рассказывают о способах отделки изделий из ткани. Знакомство с видами ткани, ткачество. Рассказывают о понятии «аппликация». Рассказывают о понятии «аппликация». Беседа о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Рассказывают о видах ткани, ткачестве. Рассказывают о видах ткани, ткачестве. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Изучают сведения о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Изучают сведения о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Выполнение приема обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома) Разбирают изделие, выделяя его Разбирают изделие, выделяя основные признаки и детали по его основные признаки и вопросам учителя. детали. Работают в соответствии с планом под контролем учителя. Работают в соответствии с планом. 16 Владеют приемом обработки края салфетки способом выдергивания нитей с помощью учителя. Владеют приемом обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома). Ориентируются в пространстве на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу Ориентируются в пространстве на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу Работа с бумагой и картоном – 8 часов 8 Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок» 1 Разбор объекта, особенности конструкции изделия. Выполнение технологических операций с бумагой. Освоение приемов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Выполнение подвижного соединения деталей. Самостоятельное изготовление изделия по готовому плану 9 Игрушка 1 Определение особенностей Разбирают объект и разбираются в особенностях конструкции изделия по вопросам учителя. Рассказывают о технологических операциях с бумагой. Владеют приемами разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям с частичной помощью учителя. Разбирают объект и разбираются в особенностях конструкции изделия. Рассказывают о технологических операциях с бумагой. Владеют приемами разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям. Работают самостоятельно по готовому плану Работают самостоятельно по готовому плану под контролем учителя Определяют особенности Определяют особенности 17 «Летающий диск» конструкции изделия. Выполнение черчения окружности с помощью циркуля. Освоение технологических операций: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Изготовление игрушки «Летающий диск» по плану 10 Игрушка из бумажных кругов «Попугай» 1 Разбор конструкции многодетального изделия, Выделение его основных признаков и свойств. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Экономное использование бумаги при вычерчивании конструкции изделия по вопросам учителя. Рассказывают о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Знакомятся с циркулем как с чертежным инструментом. конструкции изделия. Рассказывают о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Знакомятся с циркулем как с чертежным инструментом. Рассказывают о Рассказывают о геометрических геометрических понятиях понятиях «окружность» и «окружность» и «круг», «круг», «радиус» и «диаметр». «радиус» и «диаметр». Вычерчивают окружность с помощью циркуля. Вычерчивают окружность с помощью циркуля. Изготавливают игрушку «Летающий диск» по плану под контролем учителя Изготавливают игрушку «Летающий диск» по плану Рассматривают конструкцию многодетального изделия, выделяя его основные признаки и свойства по вопросам учителя. Рассматривают конструкцию многодетального изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Рассказывают о циркуле и вычерчивают окружность с помощью циркуля. Рассказывают о циркуле и вычерчивают окружность с помощью циркуля. Экономно размечают бумагу 18 нескольких окружностей. Сборка изделия по намеченному плану Экономно размечают бумагу при вычерчивании нескольких окружностей под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя. Вырезают и сгибают бумагу. при вычерчивании нескольких окружностей. Работают в соответствии с намеченным планом. Вырезают и сгибают бумагу. Соблюдают точность при сборке изделия Соблюдают точность при сборке изделия под контролем учителя 11 Конверт для писем с клеевым соединением деталей 1 Определение функционального назначения изделий из бумаги. Знакомство с понятием «развертка». Изготовление изделия на основе развертки. Разбор конструкции изделия, его основные признаки и свойства. Выполнение технологии склеивания клапанов конверта. Выполнение сборки изделия по намеченному плану Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Изготавливают изделия на основе развертки под контролем учителя. Изготавливают изделия на основе развертки. Разбирают конструкцию изделия, выделяя его основные признаки и свойства по вопросам учителя. Разбирают конструкцию изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Производят разметку развертки на бумаге по шаблону. Производят разметку развертки на бумаге по шаблону. Выполняют надрез, разрез по прямой длинной линии. Выполняют надрез, разрез по прямой длинной линии. 19 12 Конверт без клеевого соединения деталей 1 Работают по плану. Работают по плану. Выполняют склеивание клапанов конверта Выполняют склеивание клапанов конверта Знакомство со способами изготовления конвертов. Рассказывают о назначении конвертов. Рассказывают о назначении конвертов. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Рассказывают о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Рассказывают о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Сгибают бумагу по условным обозначениям. Сгибают бумагу по условным обозначениям. Применяют полученные знания и умения при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Применяют полученные знания и умения при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя Работают в соответствии с намеченным планом Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства. Рассказывают об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Рассказывают об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Знакомство с понятием «геометрический орнамент», Рассказывают о понятии «геометрический орнамент» и о Рассказывают о понятии «геометрический орнамент» и Выполнение сгибания бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конвертов без клеевого соединения. Выполнение сборки изделия по намеченному плану 13 Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» 1 20 рассмотрение пространственного размещения его элементов. пространственном размещении его элементов. о пространственном размещении его элементов. Рассказывают об аппликации. Рассказывают об аппликации. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Рассказывают о видах бумаги (бархатная бумага). Рассказывают о видах бумаги (бархатная бумага). Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о геометрическом понятии «прямой угол». Рассказывают о геометрическом понятии «прямой угол». Вычерчивают прямой угол с помощью линейки и угольника под контролем учителя. Вычерчивают прямой угол с помощью линейки и угольника. Выполнение сборки изделия по намеченному плану Используют приобретенный Используют приобретенный навык при разметке деталей навык при разметке деталей изделия под контролем учителя. изделия. 14 Закладка для книг из зигзагообразных полос 1 Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги, Работают в соответствии с намеченным планом. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве при составлении геометрического орнамента Ориентируются в пространстве при составлении геометрического орнамента Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги, Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги, 21 изготовленных на уроках труда. изготовленных на уроках труда. Выполнение разметки прямоугольника с помощью угольника. Размечают прямоугольник с помощью чертежных инструментов под контролем учителя. Проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение контроля за производимыми операциями (сравнение со схемой для контроля в рабочей тетради). Выполнение переплетения деталей из бумажных зигзагообразных полос Размечают детали изделия под прямым углом под контролем учителя. Выполняют разрез по коротким линиям и используют соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Работают в соответствии с намеченным планом. Контролируют выполняемые операции. Переплетают детали из бумажных зигзагообразных полос изготовленных на уроках труда. Размечают прямоугольник с помощью чертежных инструментов. Размечают детали изделия под прямым углом. Выполняют разрез по коротким линиям и используют соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Работают в соответствии с намеченным планом. Контролируют выполняемые операции. Переплетают детали из бумажных зигзагообразных полос 22 15 Закладка для книг со «свободным плетением» 1 Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Рассказывают о применении закладок. Рассказывают о применении закладок. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Рассказывают о геометрических Рассказывают о понятиях «прямой угол», геометрических понятиях «острый угол», «тупой угол». «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Вычерчивают острый угол с помощью угольника под Вычерчивают острый угол с контролем учителя. помощью угольника. Выполнение работы по технологии «свободное плетение» из бумаги Используют этот способ разметки при изготовлении изделия. Используют этот способ разметки при изготовлении изделия. Работают в соответствии с намеченным планом. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют «свободным плетением» из бумаги Владеют «свободным плетением» из бумаги Проведение разметки наклонных линий с помощью угольника. Работа с текстильными материалами – 1 час 16 Изделие «Салфеткаприхватка» 1 Рассказ о функциональном назначении изделий из ткани. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Повторение правил работы с режущими и колющими инструментами. Проведение сборки изделия по Рассказывают о функциональном назначении изделий из ткани. Рассказывают о функциональном назначении изделий из ткани. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о правилах работы режущими и колющими инструментами. Рассказывают о правилах работы режущими и 23 намеченному плану. Выполнение соединения деталей изделия строчкой косого стежка Работают в соответствии с намеченным планом. Сметывают детали изделия строчкой прямого стежка. под контролем учителя колющими инструментами. Работают в соответствии с намеченным планом. Сметывают детали изделия строчкой прямого стежка 24 Работа с металлом – 2 часа 17 Изделие «Дерево» 1 Знакомство с функциональным назначением изделий из металла. Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Беседа о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу под контролем учителя. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу. Освоение приемов формообразования: сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Выполнение сборки изделия по намеченному плану Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом 18 Изделие «Паук» 1 Рассказ о функциональном назначении изделий из металла. Беседа о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об 25 Выполнение приемов формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги. Выполнение сборки изделия по намеченному плану используемых при этом инструментах. используемых при этом инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу под контролем учителя. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом Работа с бумагой и картоном – 7 часов 19 Изделие «Геометрическая фигура-раскладка» 1 Рассказ о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Деление круга на равные части способом складывания. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение склеивания деталей и сборка изделия с помощью клея Рассказывают о геометрической Рассказывают о фигуре «круг». геометрической фигуре «круг». Рассказывают о чертежных инструментах и правилах Рассказывают о чертежных работы циркулем. инструментах и правилах работы циркулем. Владеют приемом вырезания по кругу. Владеют приемом вырезания по кругу. Делят круг на равные части способом сгибания. Делят круг на равные части способом сгибания. Владеют умением сгибания бумаги. Владеют умением сгибания бумаги. Владеют приемами склеивания 26 20 Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко» 1 Повторение функционального назначения изделий из бумаги. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение деления круга на равные части с помощью угольника и линейки. Проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение склеивания деталей и сборка изделия с помощью клея деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя Владеют приемами склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о геометрической Рассказывают о фигуре «круг». геометрической фигуре «круг». Рассказывают правила вычерчивания окружности с Рассказывают правила применением циркуля или по вычерчивания окружности с шаблону. применением циркуля или по шаблону. Вырезают по короткой прямой и по кругу. Вырезают по короткой прямой и по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника и линейки. Делят круг на равные части с помощью угольника и Работают в соответствии с линейки. намеченным планом. Работают в соответствии с Владеют навыком склеивания намеченным планом. деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем Владеют навыком склеивания учителя деталей и сборки изделия с 27 помощью клея 21 Растягивающаяся игрушка «Матрешка» 1 Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги. Определение особенностей конструкции изделия. Овладение способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Выполнение деления круга на равные части с помощью угольника. Выполнение склеивания деталей изделия с использованием приема «точечное склеивание» Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия по вопросам учителя. Определяют особенности конструкции изделия. Владеют способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Размечают заготовки с помощью линейки под контролем учителя. Вырезают по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника. Склеивают детали изделия с использованием приема «точечное склеивание» 22 Елочное украшение «Птица» 1 Владеют способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Размечают заготовки с помощью линейки. Вырезают по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника. Склеивают детали изделия с использованием приема «точечное склеивание» Повторение материала о функциональном назначении изделий из бумаги. Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определение особенностей конструкции изделия. Определяют особенности конструкции изделия по Определяют особенности 28 Выполнение приема разметки деталей изделия по шаблону. Овладение приемом: «надрез по короткой линии». Выполнение вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Осуществление контроля за правильностью выполнения трудовых действий 23 Елочное украшение «Снежинка» 1 вопросам учителя. конструкции изделия. Владеют приемами разметки деталей изделия по шаблону. Владеют приемами разметки деталей изделия по шаблону. Владеют приемом «надрез по короткой линии». Владеют приемом «надрез по короткой линии». Владеют приемом вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам под контролем учителя. Владеют приемом вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Контролируют правильность выполнения трудовых действий по вопросам учителя Контролируют правильность выполнения трудовых действий Разбор изделия: форма изделия, конструкция изделия и пространственное соотношение его деталей. Определяют геометрическую форму изделия, конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Определяют геометрическую форму изделия, конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Складывание базовой формы «змей» и использование ее в изделии. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «змей» и используют ее в изделии под контролем учителя. Складывают базовую форму «змей» и используют ее в изделии. Чтение схем-рисунков с условными обозначениями. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Осуществление контроля за правильностью выполнения Владеют навыком чтения 29 трудовых действий Владеют навыком чтения схемрисунков с условными обозначениями под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве. Контролируют правильность выполнения трудовых действий по вопросам учителя 24 Летающая модель «Планер» 1 схем-рисунков с условными обозначениями. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве. Контролируют правильность выполнения трудовых действий Проведение беседы о чертеже. Рассказывают о чертеже. Рассказывают о чертеже. Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Читают чертеж и технический рисунок по чертежным линиям. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Называют чертежные линии. Читают чертеж и технический рисунок по чертежным линиям. Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради. Проведение сборки изделия по намеченному плану Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта по вопросам учителя. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж под контролем учителя. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж. Выполняют контрольные операции. Выполняют контрольные операции. Действуют в соответствии с планом работы. Действуют в соответствии с планом работы. 30 25 Летающая модель «Самолет» 1 Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Читают чертеж по чертежным линиям. Читают чертеж по чертежным линиям. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Называют чертежные линии. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж под контролем учителя. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж. Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради. Выполнение контроля за правильностью выполнения трудовых действий Выполняют контроль операций по вопросам учителя. Действуют в соответствии с планом работы. Контролируют правильностью выполнения трудовых действий Выполняют контроль операций. Действуют в соответствии с планом работы. Контролируют правильностью выполнения трудовых действий Работа с текстильными материалами – 1 час 26 Аппликация «Цветок из ниток» 1 Рассказ об изделиях декоративно-прикладного искусства. Рассказывают об изделиях декоративно-прикладного искусства. Рассказывают об изделиях декоративно-прикладного искусства. Знакомство с видами, свойствами ниток, видами работы с нитками. Рассказывают об аппликации. Рассказывают об аппликации. Рассказывают о видах, свойствах ниток, видах работы с нитками. Рассказывают о видах, свойствах ниток, видах работы с нитками. Рассматривают аппликацию, Рассматривают аппликацию, Разбор аппликации, выделение деталей и их пространственное 31 соотношение. Выполнение связывания ниток в пучок. Проведение сборки изделия по намеченному плану выделяя в ней детали и их пространственное соотношение по вопросам учителя. выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя Работают в соответствии с намеченным планом Работа с проволокой – 2 часа 27 Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков 1 Рассказ о видах проволоки, ее свойствах, приемах сгибания. Выполнение приемов формообразования изделий из проволоки. Разбор изделия. Рассказывают о видах проволоки, ее свойствах, приемах ее сгибания. Рассказывают о видах проволоки, ее свойствах, приемах ее сгибания. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы по вопросам учителя Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы Используют различные материалы при изготовлении одного изделия. Используют различные материалы при изготовлении одного изделия. Рассказывают о проволоке, нитках, бумаге. Рассказывают о проволоке, нитках, бумаге. Определяют сходства и различия между этими материалами по вопросам учителя. Определяют сходства и различия между этими материалами. Выполнение изделия по намеченному плану 28 Работа с проволокой. «Муха» 1 Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Разбор изделия. Проведение сборки изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Выполнение изделия по намеченному плану 32 Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы под контролем учителя Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы Работа с бумагой и картоном – 1 час 29 Изделие «Открытая коробочка» 1 Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Чтение схем-рисунков с условными обозначениями. Определяют названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги по вопросам учителя. Определяют названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Выполнение изделия по намеченному плану Рассказывают о приемах сгибания бумаги. Складывают базовую форму «треугольник» и на ее основе коробочку под контролем учителя. Складывают базовую форму «блин» и на ее основе коробочку под контролем учителя. Рассказывают о приемах сгибания бумаги. Складывают базовую форму «треугольник» и на ее основе коробочку. Складывают базовую форму «блин» и на ее основе коробочку. Действуют в соответствии с намеченным планом работы Действуют в соответствии с намеченным планом работы Работа с древесиной – 2 часа 33 30 Аппликация из карандашной стружки «Цветок» 1 Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Применение карандашной стружки в аппликации. Выполнение приемов получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки и соединения кусочков карандашной стружки. Освоение технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки 31 Аппликация из древесных заготовок «Дом» 1 Рассказывают о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов. Рассказывают о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов. Владеют приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Владеют приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Изготовление аппликации с применением карандашной стружки под контролем учителя. Изготовление аппликации с применением карандашной стружки. Владеют приемами затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологией клеевой обработки деталей из карандашной стружки Владеют приемами затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологией клеевой обработки деталей из карандашной стружки Знакомство с изделиями из древесины. Рассказывают о изделиях из древесины. Рассказывают о изделиях из древесины. Применение древесных заготовок в аппликации. Рассказывают о древесных материалах, их свойствах. Рассказывают о древесных материалах, их свойствах. Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Рассказывают о применении древесных заготовок в аппликации. Рассказывают о применении древесных заготовок в аппликации. Выполнение клеевого Разбирают аппликацию, Разбирают аппликацию, 34 соединения деталей из древесины. Разбор аппликации, выделение деталей и их пространственное расположение в композиции. Самостоятельное выполнение изделия по намеченному плану определяют ее детали и их пространственное расположение в композиции по вопросам учителя. Работают по намеченному плану определяют ее детали и их пространственное расположение в композиции. Работают по намеченному плану Работа с текстильными материалами – 3 часа 32 Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями 1 Беседа о различных операциях по ремонту одежды. Рассказывают о различных операциях по ремонту одежды. Овладение технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Рассказывают о пуговицах и различают их. Повторение правила работы с иглой. Выполнение приемов отрезание нитки нужной длины, завязывание узелка на конце нитки. Проведение работы по намеченному плану Владеют технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями с частичной помощью учителя. Рассказывают о различных операциях по ремонту одежды. Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Рассказывают правила работы с иглой. Рассказывают правила работы иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки под контролем учителя. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Работают по намеченному плану Работают по намеченному плану 35 33 Пришивание пуговиц с ушком 1 Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Рассказывают о пуговицах и различают их. Рассказывают о пуговицах и различают их. Повторение правила работы с иглой. Владеют технологией пришивания пуговиц с ушком с частичной помощью учителя. Владеют технологией пришивания пуговиц с ушком. Овладение приемами отрезание нитки нужной длины, завязывание узелка на конце нитки. Работа по намеченному плану Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки под контролем учителя. Работают по намеченному плану 34 Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки 1 Беседа о различных операциях при ремонте одежды. Овладение технологией изготовления и пришивания вешалки. Повторение правила работы с иглой. Овладение приемами отрезания нитки нужной длины, завязывания узелка на конце нитки. Выполнение работы по Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Работают по намеченному плану Рассказывают о различных Рассказывают о различных операциях при ремонте одежды. операциях при ремонте одежды. Рассказывают правила работы с иглой. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце Отрезают нитку нужной нитки. длины, завязывают узелок на конце нитки. Рассказывают о строчке прямого и косого стежков и Рассказывают о строчке применяют их при прямого и косого стежков и изготовлении и пришивании применяют их при вешалки. изготовлении и пришивании вешалки. Работают по намеченному 36 намеченному плану плану под контролем учителя. Изготавливают лекало вешалки из бумаги, размечают и выкраивают деталь из ткани, сшивают вешалку и пришивают ее к ткани под контролем учителя Работают по намеченному плану. Изготавливают лекало вешалки из бумаги, размечают и выкраивают деталь из ткани, сшивают вешалку и пришивают ее к ткани 37